Главная » Статьи » История » Историко-географические области

Гидатль - Гидатлинское вольное общество

Гидатлинское вольное общество — политическое образование, существовавшее на территории Нагорного Дагестана.

Гидатль - свободное вольное (джамаатское) общество (независимое государственное образование, с республиканской формой организации общественного управления ), состоящее из 7 объединений сельских общин:  Мачада, Гента, Тлях, Урада, Тидиб, Хотода, Накитль, Хучада.

Этимология

О происхождении названия «Гьид» (гидатлинцы) в народной этимологии не существует единого мнения. Имеются различные версии:

  • По одной из версий название происходит от аварского слова «гьи», которое означает вареное зерно (фасоль, кукуруза, горох, пшеница вместе).
  • Другая версия гласит — удивительная красота природы гидатлинской долины якобы дала повод соседям сравнить образно сравнить с долиной «Гьинда» в Индии.
  • По следующей версии название «Гьид» считается восходящим к индусскому слову «Хид», которое на языке хинди означает свободолюбивый, независимый. Считается, что свободолюбивый нрав и независимый дух гидатлинцев послужило причиной такого названия.
  • Согласно другой версии название «Гьид» является сокращенное арабское слово «гьидаят». Которое означает лидерство, главенство, предводительство. Своего рода лидирующее положение гидатлинцев среди своих соседей и послужило, якобы причиной появления такого названия.

География

Гидатль располагается на территории нынешнего Шамильского района. Основная река — Гичиноор.

Административно-территориальное деление

Вольное сообщество Гидатля состояло из восьми селений: Гента, Мачада, Накитль, Тидиб, Тлях, Урада, Хотода и Хучада.

История

Гидатлинцы, согласно историческим, топоническим и этнографическим данным, в древности проживали в 25 поселениях, расселенной по обширной этнической территории. В X—XI вв. н. э. в Гидатле происходил процесс компактного проживания, слияния нескольких небольших, но хорошо укрепленных поселений и образование селений. Так, например из 4-х небольших поселений — Росах, Соло, Чурда, Ритли и Шулата было образовано село Чолода (ныне с. Мачада). Таким образом сложились, в своё время, современные гидатлинские аулы, кроме Хучада и Накитль.

Известно также, что выходцами из Гидатля были первоначально основаны с. Уриб (Шамильский р-н), с. Урух-сота (Чародинский р-н), с. Кулаб (Гунибский р-н), с. Кеди (Цумадинский р-н), с. Гидатли (Тляротинский р-н) и с. Чиркей (Буйнакский р-н).

Гидатлинская земля дала Дагестану легендарного Хочбара, который стал для всех дагестанцев символом мужества и преданности интересам своего народа.

Гидатль является родиной двух Имамов (Гази Магомеда и Шамиля). Известно, что их предки по отцовской линии были выходцами из Гидатля. Это неоспоримые исторические факты и письменные данные. Значительный вклад внесли гидатлинцы в разгром войск Надир-шаха. В этой связи следует отметить и то, что Ибрагим-Хаджи аль Гидатли (прадед по отцовской линии первого Имама Дагестана Гази-Мухаммада), пользуясь своим огромным авторитетом среди духовных лидеров Дагестана, написал 16 обращений к различным обществам Аварии. Благодаря этому все I6 обществ Аварии были мобилизованы в единое ополчение аварцев и выступили организованно против врага, а это сыграло свою роль в победе над Надир-шахом. Более 300 человек из Гидатля пали смертью храбрых и стали шахидами в борьбе за свободу и независимость Дагестана под руководством наших прославленных имамов против царской России.

Население

Население Гидатля было моноэтничным и моноконфессиональным. Его населяли аварцы, исповедывающие ислам суннитского толка. Разговаривали местные аварцы на гидатлинском диалекте аварского языка. Самые ранние письменные сведения о численности гидатлинцев относятся ко второй половине XIX в. По данным статистических сведений о Кавказе на 1864 год в Гидатле насчитывалось 3458 человек. А по данным статистического обзора Дагестанской области за 1903 г. — 4565 человек. По переписи 1989 г. в гидатлинских селах проживало 4992 человек, а за пределами Гидатля — более 5 тысяч человек. На сегодняшний день общая численность гидатлинцев приближается к 15 тыс. человек.

Религия

До принятия ислама гидатлинцы исповедовали христианство православного толка, которое было занесено из Грузии. Ислам был принят гидатлинцами от первого мусульманина в Гидатле, шейха Хаджи-Удурата из с. Чолода (ныне с. Мачада) в 1475-76 гг.

В настоящее время известны имена более 80 крупных и широко известных ученых-арабистов из Гидатля XVI — нач. XX вв.

В Гидатле находятся зияраты 33 святых отцов ислама — 13 вали и 20 шейхов.

Личности

Ибрагим-Хаджи Аль-Уради (1683-1770) - прадед первого Имама Дагестана Гази-Мухаммада.

Ибрагим-Хаджи Урадинский родился примерно в 1683-1685 гг. (точная дата неизвестна). Он четыре раза побывал на хадже, в совершенстве владел арабским, персидским, турецким и многими дагестанскими языками.

Известный не только в Дагестане, но и на арабском Востоке ученый-арабист Ибрагим-Хаджи Урадинский, работавший 8 лет Шерифом Мекки и 3 года ректором Дамасского университета «Аль-Азхар». Ибрагим-хаджи из Урада, в литературе исламского мира знают как «Сайид Аварский».

В 1118 году по хиджре (1706г.) находясь на хадже Ибрагим-Хаджи узнает, что в Мекке проводится конкурс на должность Шерифа города и решил участвовать в ней. Он пришел в назначенный час в место проведения конкурса. Только Ибрагим-Хаджи Урадинский смог ответить на все вопросы комиссии. В это время члены комиссии, видя безысходность ситуации, пришли в негодование, как арабами может руководить ажамияв ( мусульманин неарабского происхождения) . «Почему мне нельзя быть Шерифом, если я побеждаю в конкурсе?»,- спрашивает их Ибрагим-Хаджи. «Разве ты не знаешь в чем отличие арабов и от неарабов?»,- спрашивают его члены комиссии. «Знаю, такое же отличие, как лопаты от весла. У нас лопатой землю, а веслом снег разгребают. Мы, так же как и Вы , являемся мусульманами и последователями пророка Мухаммада (с.т.г1.в.). Мы не хуже Вас знаем шариат и строго следуем по его пути, в то время как вы, арабы, допускаете осквернение и очернение религии ислама, вы казнили асхабов пророка Умара, Усмана, Али, Хасана, Хусейна!»

Арабы, убедившись, какими глубокими знаниями обладает Ибрагим-Хаджи, начали задавать ему вопросы из грамматики, астрономии, логики, но и на них он ответил и даже указал в какой книге и на какой странице об этом написано. Комиссии не остается ничего, кроме как констатировать убедительную победу Ибрагим-Хаджи Урадинского в конкурсе.

В годы нашествия на Дагестан персов во главе с Надир-Шахом, Ибрагим -Хаджи занимает очень активную позицию. Он участвует в военных советах горцев, пытается вести диалог с наступающей силой и предотвратить кровопролитие.Был одним из главных сторонников объединения народов Дагестана. С ним советовались ханы, шахи, даже Крымский хан (в то время Крым был под влиянием Турок).

Обращение Ибрагима-Хаджи аль-Уради к Надир-шаху:

"От гидатлинцев! Во имя Аллаха, Милостивого ко все на это свете и лишь к уверовавшим на том! Да будет мир над тем, кто последовал правильному пути! Послание людям очень сильным – тем, которые расположились в мусульманских округах, а также – владыкам, обладающим войсками, против которых не устоять. Вы, как видно, вознамерились искоренить селения в которых живут верующие мусульмане!

Из числа вас – тех, кого называли выше в качестве адресатов, выделяем мы особо эмира, известного под титулом шамхал . Пусть Аллах убережёт нас и вас на том и на этом свете от дел, которые приносят раскаяние. После этого и до сих пор мы были в стороне от тех пострадавших, которые просили нас о помощи. «Сколько вам нанёс вреда враг, вы нанесите ему столько же, но не больше» (сура «аль-Бакара» аят 194, примеч. от редакции), – говорится в Коране. И вы поддержите эту суру Корана. Мы хотим стать преградой для войны между мусульманами. А теперь пострадавшие начали призывать нас о помощи, и мы вышли из своих домов. Говорим вам – Тахмаза джамаат , вы наказали Сурхая, всё, что он взял из ваших областей, вы у него отобрали. Казну его опустошили, его людей убили – уничтожили всё. Что вы теперь хотите от остальных дагестанских сёл?

Если бы шамхал не поднялся бы к Аймакинской горе, было достаточно и того, что он делал до сих пор.

«Насильника на земле настигнет божья кара. Сначала он будет карать других насильников, а потом подвергнется каре Всевышнего». Прислушайтесь к словам Пророка (мир ему и благословение) и вернитесь домой. Мы не хотим войны с вами. Особенно мы не хотим воевать с шамхалом. От прадедов и до наших дней между нами были хорошие отношения, и мы связаны дружбой.

В Коране также сказано (смысл): «Если между мусульманами происходят войны, старайтесь примирить их. Если из этого ничего не получится, воюйте с теми, которые ведут несправедливую войну до тех пор, пока они не подчинятся вам» (сура «аль-Худжурат» аят 9, примеч. от редакции). Если бы не было такой суры, мы бы спокойно сидели дома. Вы по своему желанию прекратите кровопролитие между мусульманами. Мы не ваши подчинённые и никому никогда не платили дани, чтобы за это воевать с нами. И мы не кяфиры, чтобы склонять нас в вашу религию. Если вы не прислушаетесь к нашей просьбе – мы выйдем из своих домов. Да будет то, что предопределено Аллахом».

Умер Ибрагим-Хаджи Урадинский 1771 году по возвращению домой от эпидемии чумы, похоронен на сельском кладбище, там же находится и его зиярат.

Ибрагим-Хаджи Урадинский оставил после себя замечательных потомков, которые продолжали распространение и укрепление ислама в Дагестане. У него было два сына. Один из сыновей Исмаил поехал учиться в Генуб, там же женился и родился сын Магомед, у которого впоследствии тоже родился сын Газимагомед, который затем стал первым Имамом Дагестана.

Гидатль в искусстве

Гидатль (аул Хотода) являлся родиной храброго абрека Хочбара — главного героя «Легенды о Хочбаре» (опубликована в «Сборнике сведений о кавказских горцах» в 1870), по мотивам которой в 1937 году была поставлена первая дагестанская национальная опера «Хочбар», Расул Гамзатов написал поэму «Сказание о Хочбаре» (опубликована в 1975 году), а Асхаб Абакаров поставил в 1984 году фильм «Сказание о храбром Хочбаре». Узлом сюжета всех этих произведений является независимость Гидатля.

Категория: Историко-географические области | Добавил: Native_Dagestan (07.03.2017)
Просмотров: 304 | Теги: Гидатлинское вольное общество, Гидатль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar