Главная » Статьи » География » Села |
Тидиб — село (аул), административный центр Сельсовета "Тидибский" в Шамильском районе Дагестана. Географическое положение Тидиб расположен в Гидатлинской долине, в 8 км к юго-востоку от села Хебда и в 142 км к юго-западу от Махачкалы, на реке Гичиноор (бассейн реки Аварское Койсу). Население
ИсторияВозникновение села Тидиб учёные относят к XIII веку. Оно расположено в Гидатлинской долине (нынешний Шамильский район), в которой выявлено более 20 археологических памятников, свидетельствующих о жизни людей здесь с далёкой древности. В ауле были построены две башни, которые преследовали оборонительную цель. Верхняя башня имела высоту семи этажей (башни до сегодняшнего дня не сохранились). Имелся подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине 8 метров и протяжённостью 100 метров. Селение издавна делилось на четыре тухума: Артукилал, Хайдарилал, Хандилал, Нахатилал. Через Гидатль проходил важнейший в стратегическом и торговом значении путь в Самур, на Курах и в Чечню. Жители с. Тидиб занимались земледелием, животноводством, разнообразными видами ремесла. До распространения христианства в Тидибе господствовало язычество. Свидетельством тому служат множество камней с изображением сцен охоты, военных столкновений, лабиринтов и различных рисунков. Проникновение христианства сюда началось в IX—X вв. и продолжалось до II пол. XV века. Были найдены 11 камней с изображением крестов, христианские захоронения, остатки христианской церкви. Вслед за христианством в XV веке в село проник ислам, распространителем которого был Хаджи-Удурат из селения Мачада. В конце XVII века в Тидибе была построена сельская мечеть, к которой позже был проложен деревянный водопровод. Есть сведения, что в Тидибе существовал отдельный кодекс законов села, вошедший в сборник «Гидатлинские адаты», автором которого был житель Тидиба Чурилов Гасан. Тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало их сражалось в войсках имама Шамиля. При его пленении на горе Гуниб 25 августа 1859 года одним из переводчиков между имамом и князем Барятинским был М. Хандиев. Ещё более активное участие приняли тидибцы в восстании 1877—1878 гг. против царизма (малый шариат). В Гидатле завязались ожесточённые бои, а в Тидибе «каждую саклю приходилось брать с боем». Несколько семей после подавления восстания были отправлены в Сибирь. В годы гражданской войны в селе Тидиб побывал Н. Гоцинский и попытался поднять контрреволюционный мятеж. Для подавления мятежа сюда были брошены отряд 11-й Красной Армии во главе с Лапиным и отряд Кара Караева. После небольших переговоров здесь была установлена Советская власть. В 1929 году в селе Тидиб было открыто два ликбеза. В 1931 году открыта начальная школа, в 1940 г. — семилетняя, в этом же году создана пионерская организация им. У. Громовой (теперь Р. Гамзатова). Из-за нехватки местных педагогических кадров в школе работали направленные из центральных областей СССР русские учительницы, в том числе Ошибская, Шаболина, Крылова и другие. Школа в 1959 г. быль преобразована в восьмилетнюю, а в 1975 г. в среднюю. В 1985 году здесь открылась новая современная школа со всей необходимой учебно-материальной базой. В разные периоды директорами школы работали Гунашев, Гаджиев, Ибрагимов, Абдулмагомедов. Коренным образом работа школы изменялся с 1966 года, когда директором школы был назначен Алиев Ибрагимхалил Магомедович. В 1929 году в селе был создан бедняцкий комитет. В 1931 году был создан колхоз имени Махача Дахадаева. За высокие показатели колхоз был награждён многочисленными грамотами, дипломами. В 1979 г. колхоз был реорганизован в совхоз «Тидибский». В 1938 году в селе Тидиб, впервые в нагорном Дагестане, под руководством Гаджиева Расула Казанбиевича была построена маленькая гидроэлектростанция и в саклях тидибцев загорелись «лампочки Ильича». Во время Великой Отечественной войны в армию было призвано 89 человек, из них не вернулись 54 человека. Офицерами войну закончили майор Гаджимагомедов, лейтенант Магомедов, младший лейтенант Байбунов, политрук Гаджиев. Сельчане участвовали в строительстве оборонительных сооружений, отправляли посылки на фронт. В память павших на поле брани в селе сооружены несколько монументов с фамилиями всех фронтовиков. Социальная сфераВ селе Тидиб действует участковая больница с современным оборудованием, медпункт, работает медресе. Учащиеся Тидибской СОШ ходят на секции по вольной борьбе, ушу-саньда, волейболу, акробатике, здесь открыт филиал школы искусств, работают сельская и школьная библиотеки, Дом культуры, музей, чайный цех. Народные промыслыЖизнь в горах всегда была намного тяжелее, чем на низменности. «Пребывая в постоянной материальной нужде, жители горных сельских обществ, в частности аула Тидиб Гидатлинского общества (нынешний Шамильский район), вынуждены были заниматься народными промыслами. Необеспеченность пашнями, низкая продуктивность скотоводства и большая плотность населения заставляли трудящихся горцев искать дополнительные источники дохода», — так писал профессор Х.Хашаев. Кустарные промыслы удовлетворяли потребности населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре. К народным промыслам жителей аула Тидиб в XIX веке относились художественная обработка камня, дерева, обработка шерсти и изготовление изделий из них, разведение тутового шелкопряда и производство женских головных уборов из чистого шёлка (чаба), получение из местного сырья 8-9 видов натуральных красок, изготовление овчинных тулупов, кожаной обуви, серебряных украшений, развитие кузнечного дела и т. д. За редким исключением использовалось и привозное сырьё. При строительстве домов и мечетей мастера-каменщики делали арки, высекали на камнях узоры, спирали, лабиринты, изображения солнца, звёзд, человеческих рук, фигуры людей и животных. Такие петроглифы были и на могильных плитах. Кстати, лабиринты на камнях изображались, чтобы запутать в них нечистую силу. Подлинным шедевром стали два каменных кольца, вдетых друг в друга. Развита была в ауле Тидиб и художественная обработка дерева. Основными предметами, изготавливаемыми из дерева, были посуда, сельскохозяйственные орудия (молотильные доски, вилы и лопаты для веяния зерна, плуги, бороны и др.), мебель, мерки для сыпучих продуктов шести видов, сёдла, сундуки, ларцы, люльки, станки для ткачества и другие необходимые в быту вещи. Мастера-резчики по дереву богато украшали орнаментом мебель, подпорные столбы, рамы и решётки. Резьба была как графическая и рельефная, так и сквозная. «Жители аула Тидиб умеют делать огромные деревянные стенки с резьбой и орнаментом (цагур) со множеством отделений. Таков дом Нухулова Абдулы», — писал В.Марковин. Основным материалом для изготовления одежды служили продукты животноводства (овчина, кожа, шерсть). Из шерсти производили сукно, войлок для обуви, зимние носки. Из овчин — шубы, папахи, жилеты. Кожа служила материалом для обуви. По количеству шуб определялась состоятельность семьи. Для их сохранения в летнее время в них вкладывали пахучие растения. Обувь делали из крепкой коровьей шкуры (накай), которую тщательно обрабатывали. Шили нитками из козлиной шкуры, которые были очень прочными. Обувь забивали соломой для защиты от сырости, её меняли время от времени. Чтобы вода не просочилась вовнутрь, в самых уязвимых местах войлочную обувь покрывали воском. Папахи (бухари) делали из шкуры специальных пород ягнят. Жители селения умели производить из местного сырья натуральные краски, в этом добились больших успехов. Ими окрашивали шерстяные нитки и ткани. Эти красители не линяли, и ковровщицы из Южного Дагестана специально приезжали в аул перенимать их опыт. Подобно древним китайцам, тидибцы путём разведения тутового шелкопряда получали чистый, натуральный шёлк. На деревянном станке, изобретённом аульскими мастерами, делали ткани. Этот шёлковый материал использовался для производства больших женских платков с бахромой (хIотIол чаба). Они были очень дорогими, и только состоятельные люди могли позволить себе купить их. Из чистого серебра, выплавляемого из монет периода Николая I , ювелиры делали височные бляхи (кольца) разных размеров, которые подходили к женским головным уборам любого цвета. Производились также браслеты, кольца, серьги, цепочки, фибулы и др. «Украшения из серебра очень идут к смуглым и усталым лицам пожилых горянок и подчёркивают красоту молодых девушек. Они переходят от матери к дочери, из поколения в поколение», — писал В.Марковин, посетив Тидиб. Мастера-ювелиры делали и кожаные ремни с узорами из свинцовых гвоздей. Достижениями домашних промыслов жителей селения Тидиб восхищались известные учёные, исследователи, исторические деятели, посетившие эти места в разные периоды. Здесь побывали знаменитый лингвист П.Услар, художник Лансере, запечатлевший аул в картине «Тидиб вечером», имам Шамиль, патриарх дагестанской истории Р.Магомедов и многие, многие другие. Изделия народных промыслов жителей аула Тидиб хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств, в музее Тидибской средней школы, в частных домах. Эти бесценные свидетельства упорного и тяжёлого труда наших предков нужно сохранять, оберегать и передавать последующим поколениям для того, чтобы все помнили, какими удивительно трудолюбивыми и талантливыми были эти люди, какими прекрасными памятниками культуры были их творения. ИскусствоВ селе Тидиб в 1992 году создан детский вокально-хореографический ансамбль «Гидатль». Художественный руководитель ансамбля Ахбердило Ахбердилов, учитель истории и музыки Тидибской СОШ, который получил необходимые знания во время учёбы в Даггос-университете, работал в Государственном вокально-хореографическом ансамбле «Дагестан» и в Государственном Академическом ансамбле танца «Лезгинка». В состав ансамбля «Гидатль» входят талантливые учащиеся Тидибской СОШ в возрасте от 9 до 15 лет. В репертуаре ансамбля имеются фольклорные и профессиональные танцы народов Дагестана, аварские и русские песни, исполнение на национальных музыкальных инструментах. Артисты часто выступают на различных праздниках, родительских и сельских собраниях, детских республиканских фестивалях и конкурсах, встречах выпускников района и других мероприятиях. Коллектив ансамбля поощряется грамотами, дипломами, денежными призами, ценными подарками и поездками по памятным местам Дагестана как со стороны руководства Тидибской СОШ, так и администрации села Тидиб, управления культуры и администрации Шамильского района. Репертуар постоянно пополняется новыми танцами народов Дагестана и Кавказа, обновляется и состав коллектива. ДостопримечательностиВ селе находится могила и зиярат шейха (устаза) Ибрагимхалил Мухаммад-афанди. Люди, связанные с Тидибом
| ||||||||||
Просмотров: 758 | | |
Всего комментариев: 0 | |