Главная » Статьи » История » Историко-географические области |
Алтыпари́нское вольное общество — лезгинское государственное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана с 1630 года по 1839 год. Столицей вольного общества было село Микрах. ГеографияАлтыпаринское вольное общество располагалось на самом юге Дагестана. Северной границей вольному обществу служила река Самур, с юга Алтыпару ограничивали отроги Главного Кавказского хребта. С запада Алтыпара граничила с Докузпаринским вольным обществом. Восточным соседом общества являлось Тагирджальское вольное общество и Кубинское ханство. Административно-территориальное делениВольное общество состояло из шести селений: Микрах, Каракюре, Куруш, Текипиркент, Мака, Каладжух. ИсторияАлтыпаринское вольное общество было образовано в 1630 году и просуществовало вплоть до присоединения Самурской долины к Российской империи в 1839 году. В отдельные времена Алтыпаре подчинялись сёла Мискинджа и Ихир. В отдельные периоды центр вольного общества находился в Каракюре, Мискиндже и даже Ихире. Вхождение в состав РоссииВ феврале 1811 года Алтыпаринское вольное общество вступила в подданство Российской империи на следующих условиях: 1) вольные общества признают над собой только власть России, находящейся в Кубе; 2) царская администрация гарантирует сохранность поголовья на зимних пастбищах в Кубе, Шеки и других местах, за что общества обязуются отдавать «с каждой сотни баранов одного в казну». В наше время территория Алтыпаринского вольного общества входит в состав Докузпаринского района Республики Дагестан. Политическое устройствоДля обсуждения общественных дел аксакалы всех селений Алтыпары собирались в столице вольного общества — селе Микрах. Будучи столицей, Микрах являлся резиденцией главы вольного общества — Кавхи. Селения Микрах, Каракюре и Куруш имели своих аксакалов и по одному чавушу. Сёла Текипиркент и Каладжух управлялись не микрахскими аксакалами, а макинскими и каракюринскими. Аксакалы в сёлах Микрах, Каракюре и Куруш выбирались не из числа тухумов, а от сельских кварталов. Отличительной чертой Алтыпары в отличие от остальных самурских вольных обществ заключалось в том, что членство в Алтыпаринском вольном обществе не подразумевало под собой военный союз между входившими в него сёлами. Военная помощь друг другу являлась добровольным делом каждого села. Однако чаще всего сёла оказывали друг другу военную помощь. В джамаатах Алты-пара не было ни беков, ни ханов. НаселениеАлтыпаринское вольное общество имело моноэтничный состав — во всех сёлах проживали лезгины, исповедовали алтыпаринцы исламсуннитского толка. Про лезгинское общество Алтыпара И. Г. Гербер писал:
О вооружении и воинских достоинствах алтыпаринских лезгин, Гербер писал:
| |||||||
Просмотров: 549 | | |
Всего комментариев: 0 | |