Главная » Статьи » История » Историко-географические области

Джидан

Джидан, Хизан, Хунзан, Хайдан — кумыкское раннефеодальное государство, упоминаемое арабскими авторами в X веке. Большинством историков признается прямым наследником Царства Гуннов в Дагестане. Царство Джидан являлось самым могущественным образованием на северо-восточном Кавказе после перемещения основных пределов Хазарского каганата на Волгу и Дон. Столицей Джидана был город Семендер.

Территория

Раннефеодальное кумыкское государство Джидан занимало, по мнению Г.С.Федорова-Гусейнова, территории современных Каякентского, Карабудахкентского, Буйнакского, Кумторкалинского районов. Владения царства Джидан, как отмечал известный хазаровед М.Г.Магомедов, полностью совпадает с территорией бывших земель хазарских царей в Прикаспии.

История

Царство гуннов (савир) в Дагестане — государство, существовавшее в V—X веках на территории Дагестана. Южным пределом Царства гуннов являлся Дербент. Столицей государства был город Варачан. Анализ имен собственных племенных вождей гуннов Прикаспия указывает на их тюркское и иранское происхождение (Л. Б. Гмыря, С. Г. Кляшторный). Проникновение тюркоязычных гуннов началось в первых веках нашей эры. В это время на Прикаспийской низменности жили скифские и аланские племена (камаки-камариты, маскуты, аорсы и другие). Первое упоминание гуннов в Дагестане содержится у древнегреческого географа Дионисия Периегета (II век н.э). Походы гуннов в Закавказье усилили влияние гуннов в Дагестане. С V века область расселения гуннов начинает именоваться в армянских источниках как страна гуннов. Гунны, нередко отождествляемые с савирами, активно участвовали в борьбе Сасанидов против Византийской империи. Междуусобные войны привели к тому, что князья гуннов попали в вассальную зависимость от хазарского кагана и носили древнетюркский титул эльтебер. Булу Алп-Илитвер (эльтебер с 631 года), желая выйти из-под опеки хазар, начал сближение с Кавказской Албанией. В 682 году он принял христианство от кавказских албан. В VII веке территория царства становится ареной противостояния хазар и арабов, что ведет к разорению основных центров гуннов в Дагестане. В VII—IX веках Царство гуннов (савир) известно в различных источниках под разными названиями. Ибн-Хордадбех в IX веке упоминает царство Савир севернее Дербента. Царство Джидан большинством историков признается прямым наследником Царства Гуннов в Дагестане. М. И. Артамонов утверждал, что Джидан Ал-Масуди является другим названием Царства Гуннов. Собирательное название «Джандар», под которым были известны южные кумыки, возникло в период существования этого раннефеодального образования (Джидана).

Источники

Царство Джидан упоминается главным образом у арабского географа Ал-Масуди. В своем труде «Золотые копи и россыпи самоцветов» он пишет следующее:

«Жители Баб-валь-Абваба терпят неприятности от соседнего царства, называемого Джидан, подвластного хазарам, столицей которого служит город по имени Семендер, лежащий на расстоянии восьми дней пути от Баба. Теперь он еще населен хазарским племенем, однако с той поры, как он был завоеван в первые времена ислама Сулейман-ибн-Рабия аль Багалийцем, престол царства был перенесен в Итиль на семь дней пути далее… Из всех царств, находящихся в этих странах, самое могущественное царство Джидан. Царь этой страны мусульманин и считает себя принадлежащим к арабскому семейству Кахтан. Зовут его Салифан и живет он в настоящее время, именно в 332 г. Во всем царстве этом нет мусульман кроме него, его детей и его семьи. Мне кажется, что имя его общее для всех царей в этой области»

В разных списках произведения Аль-Масуди встречаются формы "Хизан", "Хандан", "Хайлан" и другие.

Известный востоковед В. Ф. Минорский считает термин «Салифан» древнетюркским титулом, упоминаемым в китайский источниках в форме «се-ли-фа». Другое мнение высказал Омельян Прицак, считавший термин «Салифан» передачей другого древнетюркского термина «Эльтебер», которые носили правители Царства Гуннов в Дагестане. Население Джидана, согласно Ал-Масуди, составляет «хазарское племя». По мнению А. В. Гадло, Семендер в то время был населен родственным хазарам этносом.

Отождествление с другими политическими образованиями

Малочисленность сведений о Джидане привела к попыткам различных ученых отождествить Джидан с другими политическими образованиями Дагестана раннего средневековья. В. Ф. Минорский и А. В. Гадло считают название «Джидан» неточной передачей термина «Хайдак», что обусловливается особенностями арабской графики Однако такая точка зрения подвергается критике со стороны известного хазароведа М. Г. Магомедова, Л. Б. Гмыри и других в виду того, что подобное отождествление противоречит данным исторических источников. Хайдак, связанный с правителями Дербента династическими узами, никак не мог быть главным врагом мусульманского города и всегда выступал в качестве союзника Дербента в совместных походах. Эмиры Дербента во время внутренних неурядиц неоднократно находили убежище в Хайдаке. Политическое образование Хайдак до XI века было малоактивным, и, как отмечает М. Г. Магомедов, сложно представить, что маленькое горное царство могло быть главным врагом мусульманского Дербента. Вхождение Хайдака в состав Хазарского каганата не подтверждается и археологическими исследованиями.

Царство гуннов (Джидан) в VII-VIII веках

Современный российский историк и востоковед Аликбер Аликберов установил, что название Джидан употребляется только в одном случае, тогда как в других списках встречаются формы ХизанХайданХидан, Хунзан. Этими формами обозначалась территория бассейна рек Уллу-Чая и Арт-озень. Название Х.ндан имеет персидскую форму, и в ее основе лежит этноним "гунн". Армянские источники называют гуннов Прикаспия "хайлантурками", т.е. хайлан-тюрками. В основе всех вариантов топонимов, обозначающих район Хайдака угадывается лексема хон/гунн. При арабах название Х.ндан трансформируется в Хайдак, но это уже совсем другое государственное образование, в котором исторический Х.ндан/Джидан совпадает с равнинной территорией обширных владений, некогда контролируемых гуннами Варачана. Нашествие тюркютов и арабов сильно ослабили тюркские племена гуннов-савир и усилило влияние горских племен в регионе (за исключением районов Семендера и Варачана), что привело к постепенному переходу названия Хайдак на горцев. Ученый связывает «Ал-КРХ» местных исторических летописей (в сочинении Масуди «К.р.дж») с древней столицей позднейшего Хайдака Кала-Корейшом. Несмотря на то, что Ал-КРХ можно идентифицировать и как Уркарах (что сделано В. Ф. Минорским), и как Кала-Корейш, в пользу последнего говорит тот факт, что Кала-Корейш являлся важным исламским центром в то время и не мог не упоминаться в местных исторических хрониках IX—XI веков. Таким образом, в сочинении Масуди одновременно упоминаются Джидан и столица Хайдака Кала-Корейш в форме «К.р.дж». Таким образом, полное отождествление Джидана/Х.ндана с позднейшим Хайдаком некорректно, что не исключает наличие между ними определенной территориальной связи.

Известный российский кавказовед Людмила Борисовна Гмыря отождествляет Джидан с упоминаемым в более раннее время царством Шандан. В пользу этой версии говорит тот факт, что Шандан являлся одним из главных противников мусульманского Дербента. В хронике Дербент-Наме сохранились многочисленные сведения о «исламских набегах» на Шандан со стороны Дербента и Хайдака. Шандан активно поддерживался хазарами в его борьбе против мусульман. В 937 году Хайдак и Дербент организовали внезапный набег, разгромив Шандан, который не упоминается в Дербент-Наме после этих событий. Ал-Масуди на 943 год называет главным противником мусульманского Дербента Джидан, автор дербентской хроники — Шандан. Наконец, и тот и другой автор употребляют термин «кахтан». По сообщению аль-Масуди, царь Джидана выводит свою родословную от арабского племени кахтан, в дербентской хронике город Кахтан назван городом хазар, куда они возвратились в 1064 г.

Категория: Историко-географические области | Добавил: Native_Dagestan (11.03.2017)
Просмотров: 862 | Теги: Хунзан, Джидан, Хайдан, Хизан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar