Главная » Статьи » Личности » Герои СССР, РФ

Амет-Хан Султан

Амет-Ха́н Султа́н(крымско-тат. Amet-Han Sultan, лакск. АхӀмад-Хан Султан; 20 октября 1920 года — 1 февраля 1971 года) — советский военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).

Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя как признанный ас. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190» (30-я воздушная победа).

После войны — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.

Биография

Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра-1 в Дагестане), мать — крымская татарка. По родителям Амет-Хана считают своим национальным героем как в Дагестане, так и крымские татары. Сам Амет-Хан в интервью говорил так:

Я герой не татарский и не лакский. Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?

При рождении получил имя Амет-Хан, по утверждению историка А. Симонова, при поступлении в училище данные на курсанта были записаны по крымскотатарскому обычаю в начале собственное имя Амет-Хан, затем имя отца — Султан. С тех пор Амет-Хан стали считать фамилией (сыновья Амет-Хана Султана — Арслан Султанович Амет-Хан и Станислав Султанович Амет-Хан). Амет часто шутил над созвучностью своего имени: "Я сам и хан и султан!"

Дом в Алупке, где вырос Амет-хан Султан

В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

В Великой Отечественной войне

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил на «Харрикейне» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. Спустя несколько дней Амет-Хана пригласили в Ярославль, где городской комитет обороны наградил его именными часами и почётной грамотой при большом стечении народа на Советской площади, на которой был выставлен для всеобщего обозрения «юнкерс». Позже за подвиг, совершённый в небе над Ярославлем, лётчик был награждён орденом Ленина. В 2010 году в Ярославле установлен памятник этим событиям. По словам самого Амет-Хана он считал, что совершил в атаке ошибку пилотирования потеряв свой самолет, хотя многие летчики выполняли "таран" на самом деле сажая свой истребитель сверху на вражеский самолет и разрушая его с помощью шасси: "[Амет-Хан] отчетливо понял свою ошибку: если бы таранил сверху, как делают другие, то, глядишь, приземлился бы на своем самолете".

Капитан ВВС РККА
Амет-хан Султан в 1943 году

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза Иван Борисов и Борис Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны. За тактику атаки противника с высоты командующий 8-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин разрешил Амет-Хану Султану нарисовать на фюзеляже своего самолёта орла.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт.

Во время отпуска в городе Алупка стал свидетелем депортации крымскотатарского народа 18-20 мая 1944 года. При депортации в присутствии Амет-Хана был арестован сотрудниками НКВД его младший брат Имран, которому вменили обвинение и затем судили военным Трибуналом, за то что он является членом вспомогательной охранной полиции Schutzmannschaft ("Шума") вовлеченной в военные преступления в концлагере "Красном". Известен также факт оглашенный командиром партизанского отряда Николаем Дементьевым, который был послан за семьей Амет-Хана, но семья летчика отказалась покинуть Крым, после чего партизанский отряд попал в засаду Шуцманшафт Литературная версия драматической встречи Амет-Хана с семьей в период депортации и известие об аресте Имрана изложена книге Буты Бутаева, который написал ее по личным беседам с самим Амет-Ханом Литературная версия Буты Булаева послужила основанием рассказам, что Амет-Хан смог защитить своих родителей от депортации, что не подтверждается какими-либо документами. На самом деле при депортации не считались семьями крымских татар семьи, где крымская татарка была замужем за представителем другой национальности. Отец Амет-Хана был дагестанцем (лакцем) поэтому семью не депортировали.

После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 29 июня 1945 года.

Послевоенная карьера

После окончания войны, по распоряжению Верховного Главнокомандующего, все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования (по некоторым данным). И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года майор Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось, Амет-Хан впал в депрессию, злоупотреблял спиртным, начал опускаться. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. В 1956 году вместе с рядом бывших партийных и советских работников Крымской АССР Амет-Хан Султан подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах проводят его заводские испытания.

В 1951—1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. В. И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно, и жизнь товарища была спасена.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов[2].

Жил в городе Жуковский Московской област.

Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • Могила Амет-Хана Султана на Новодевичьем кладбище Москвы

  •  
  • Аллея лётчиков, погибших в 1971 году вместе с Амет-Ханом Султаном, на Быковском кладбище Жуковского

Список побед

Наиболее известная версия списка побед летчика была составлена историками авиации Андреем Симоновым и Михаилом Быковым, по которой всего Амет Ханом было сбито 30 самолётов самостоятельно и 19 в группе за  603 боевых вылетов в 150  воздушных боях.

Д а т а Противник Место падения самолёта илипроведения воздушного боя Свой самолёт
31.05.1942 1  Ю-88  (сбит тараном) Ярославль "Харрикейн"
06.07.1942 1  Ме-109  (в гр. 1/10) Большая Слепуха
1  Ме-109  (в гр. 1/11) Ивановка
08.07.1942 4  Ме-109  (в гр. 4/12) Калабино - Долгуша - Архангельское
09.07.1942 1  Ме-109  (в гр. 1/6) Ольховка
10.07.1942 1  Ме-109  (в гр. 1/8) Замятино
21.07.1942 1  Ме-109 Большая Верейка
2  Ме-109  (в гр. 2/6)
1  "Хе-113"  (в гр. 1/6)
23.07.1942 1  Ю-87  (в гр. 1/6) севернее Привалы
23.08.1942 1  Ме-109 южнее Заплавное Як-7
02.09.1942 1  Ме-109 Красноармейск
03.09.1942 1  Ме-109 Демидово
07.09.1942 1  Ме-109 Акатовка
08.09.1942 1  Ме-109  (в паре) Грачи
09.09.1942 1  Ю-88  (в гр. 1/6) Садовая
11.09.1942 1  Ю-88  (в гр. 1/7) Сталинград
14.09.1942 1  ФВ-189  (в паре) Акатовка
1  Ю-88  (в гр. 1/9) северная окраина Сталинград
1  Ме-109  (в гр. 1/9) южная окраина Сталинград
15.09.1942 1  Ме-109  (в гр. 1/6) Рыбзавод (Сталинград)
1  Ме-109 Рынок (Сталинград)
13.12.1942 1  Хе-111 Бузиновка - Петровский Як-1
21.03.1943 1  Ме-109 Батайск
25.03.1943 1  Ю-87 южнее Койсуг
1  Ме-109 южнее аэродром Батайск
22.07.1943 1  Хе-111 севернее Мариновка
24.07.1943 1  Хе-111 Куйбышево - Дмитриевка
20.08.1943 2  Ю-87 Калиновка "Аэрокобра"
21.08.1943 1  Ю-88 Успенская
1  Хе-111 северо-восточнее Успенская
02.10.1943 1  Ю-88 Ворошиловка
06.10.1943 1  Ме-109 Большой Токмак
10.10.1943 1  Ю-87 Пришиб
08.02.1944 1  Ю-88 западнее Берислав
13.03.1944 1  Ме-109 северо-восточнее Очаков
22.03.1944 1  Ю-52 восточнее Александровка
24.04.1944 1  ФВ-190 южнее мыс Херсонес
14.01.1945 1  ФВ-190 восточнее Гумбиннен Ла-7
16.01.1945 2  ФВ-190 Гумбиннен
18.01.1945 1  ФВ-190
13.04.1945 1  Ме-109 Гросс-Хюбникен
29.04.1945 1  ФВ-190 аэродром Темпельхоф (Берлин)
Всего сбитых самолётов - 30 + 19;  боевых вылетов - 603;  воздушных боёв - 150.

Награды

Советские государственные награды и звания:

  • дважды Герой Советского Союза (24 августа 1943, 29 июня 1945);
  • три ордена Ленина (23 октября 1942, 14 февраля 1943, 24 августа 1943);
  • четыре ордена Красного Знамени (31 июля 1942, 13 октября 1943, 20 апреля 1945, 3 февраля 1953);
  • орден Александра Невского (7 апреля 1944);
  • орден Отечественной войны I степени (20 января 1945);
  • орден Красной Звезды (5 ноября 1941);
  • орден «Знак Почёта» (31 июля 1961);
  • медали.

Почётный гражданин города Алупка (2010).

Семья

  • Дед (по отцу): Ахмедхан Гаджикурбанов, канатоходец.
  • Отец: Султан Аметхан.
  • Дед (по матери): Бекир Садла.
  • Мать: Насибе.
  • Сестра: Фатма, дожила до четырёх лет.
  • Брат: Имран. Во время немецкой оккупации Крыма сотрудничал с немцами, служил во вспомогательной полиции. После окончания войны арестован органами НКВД.
  • Жена: Фаина Максимовна (в девичестве — Данильченко).
  • Дети: Станислав, Арслан.

Память

Мемориальная доска в Симферополе

Бронзовые бюсты лётчика установлены в его родном городе Алупке, в Махачкале (на проспекте, носящем его имя и напротив здания аэровокзала) и в ауле Цовкра.

В 2010 году в Ярославле на проспекте Авиаторов был установлен памятник лётчику.

В 2013 году открыт памятник в Киеве на Аллее Воинской Славы.

8 мая 2015 года открыт памятник в районном центре Кулинского района Дагестана — селе Вачи.

Его именем названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале. Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы;малая планета (6278) Амет-Хан, платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска, школа № 27 г. Махачкала и школа села Новокули Республики Дагестан.

На здании Симферопольского железнодорожного вокзала Амет-Хану установлена мемориальная доска.

В 2015 году Верховная рада Украины проголосовала за присвоение аэропорту «Симферополь» имени Амет-Хана Султана, однако это постановление не было поддержано Росавиацией.

В октябре 2015 года на здании штаба 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округ в Ростове-на-Дону открыта мемориальная доска.

  • Бюст Амет-Хана Султана на улице его имени в Алупке.

  •  
  • Улица Амет-Хана в Алупке

  •  
  • Памятник в Махачкалинском аэропорту

  •  
  • Бюст Амет-Хана Султана в Киеве на Аллее Воинской Славы

Музей Амет-Хана Султана

С 1993 года в Алупке существует Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств), в котором работает постоянно-действующая экспозиция, посвящённая жизни, пути и лётно-испытательной деятельности советского лётчика, а также его семье и боевым соратникам. Здесь представлены воспоминания участников Великой Отечественной войны, коллег и соратников по лётно-испытательной работе, фотографии, архивные документы, письма, книги, личные вещи и награды Амет-Хана Султана, лётное обмундирование и др. Среди экспонатов представлены макеты самолётов времён Великой Отечественной войны, а также послевоенного периода как военной, так и гражданской авиации. На открытой площадке рядом с музеем размещены макет самолёта Ла-5, подаренный после съёмок художественного фильма «Хайтарма», и КС-1.

  • Фрагмент экспозиции Музея дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в Алупке

  •  
  • Макет Ла-5 на открытой площадке музея

В искусстве

Амет-Хан Султан — главный герой снятого в 2013 году художественного фильма «Хайтарма» («Возвращение»).

Категория: Герои СССР, РФ | Добавил: Native_Dagestan (12.03.2017)
Просмотров: 740 | Теги: Герои СССР, Лакцы, Амет-Хан Султан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar