Главная » Статьи » Народы » Ахвахцы |
Ахва́хцы (самоназвание ашвадо, авар. гIaхьвалал) — этническая группа аварцев. Проживают в нагорном Дагестане, также с первой половины XVIII века расселилась в Закатальском районе Азербайджана, в советский период часть народа переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Верующие ахвахцы — мусульмане-сунниты. РасселениеАхвахцы проживают в северо-западной части Дагестана в сёлах Изано, Тад-Магитль, Цвакилколо, Кванкеро, Кудиябросо, Лологонитль (Ахвахский район) и в селах Дагбаш, Тлянуб, Цекоб, Ратлуб, Хучада (Шамильский район). Много ахвахцев-переселенцев проживает в Кизилюртовском, Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизлярском районах. Ахвахцы-горожане живут в гг. Махачкала, Буйнакск, Кизляр, Хасавюрт, Кизилюрт. С XVII — XVIII вв. часть ахвахцев поселилась в пределах нынешнего Закатальского района Азербайджана. В настоящее время проживают в селе Ахвах-дере/Охах-дере (англ.)русск. Закатальского района, являющийся единственным ахвахским селением в Азербайджане. Там живут переселенцы из разных ахвахских селений Ахвахского района. В советское время часть ахвахцев также осела на Кумыкской равнине. ИсторияПроисхождение ахвахцев не до конца остаётся ясным. В грузинских хрониках XIV века среди племён Дагестана упоминаются народ ахуали, ахвали. По переписи 1926 года в СССР проживало 3683 ахвахца. В последующих переписях населения СССР ахвахцы не выделялись как этническая группа, а включались в состав аварцев. По приблизительным сведениям в 1958 году их насчитывалось 4 тыс., а в 1967 году — 5 тыс. человек. Более 200 ахвахцев участвовали в Великой Отечественной войне, больше половины из них погибли, около 70 человек были награждены орденами и медалями. По переписи 2002 года в России проживало 6376 авахцев, которые были включены как этническая группа в составе аварцев. Перепись 2010 года зафиксировала в стране 7,930 ахвахцев. ЯзыкГоворят на ахвахском языке, входящий в состав андийской подгруппы аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской семьи языков. Распадается на два диалекта: северный и южный. Последний включает ратлубский, тлянубский и цегобский говоры[. Наибольшую близость обнаруживат к каратинскому языку. Среди ахвахцев распространены также аварский, русский, азербайджанский и кумыкский языки. В письме используют аварский язык. Общие сведенияВерующие ахвахцы — мусульмане, суннитского толка. Процесс исламизации ахвахцев завершился не ранее второй половины XVIII века. Северный Ахвах имеет этническое название «Цунта-Ахвах», а территория, населённая южными ахвахцами, называется Ратлу-Ахвах. К селениям северных ахвахцев относятся аулы Кванкеро, Цвакилколо, Тад-Магитль, Лологонитль, Кудияб-Росо, Изано и окружающие их хутора Ахвахского района, селениями южных ахвахцев являются аулы Цекоб, Тлянуб и Ратлуб Шамильского района. З. М. Магомедбекова, указывая на языковую разницу между северными и южными ахвахцами, отмечает и их этнографические отличия:
Наиболее распространённой формой брака в Ахвахе был брак посредством сватовства по инициативе родителей. А. В. Комаров писал об ахвахцах и бежтинцах: «После сговора, жениху дозволяется посещать невесту во всякое время. В обществе Цунта-Ахвах существует следующий адат: «жених и невеста после сговора могут спать вместе». Однако до заключения брака жених не имеет «права касаться до тела невесты ниже пояса». Он также сообщает, что при Шамиле одна ахвахская невеста убила кинжалом своего жениха, который попытался нарушить этот адат, причём она не подверглась никакому наказанию, а заслужила общую похвалу. | |
Просмотров: 1732 | | |
Всего комментариев: 0 | |