Главная » Статьи » Народы » Аварцы

Сарир (Серир)

Название

Происходит от титула, которым именовали местного правителя арабы: «сахиб ас-сарир» — «владелец трона».

Территория

Территориально страна Сарир граничила на севере с Хазарией, на юге — с Дербентом, на западе — с Аланией и нахским раннефеодальным государством Симсим, на юго-западе — с грузинскими княжествами. В сохранившихся описаниях страна Сарир характеризуется как густонаселённая и хорошо укреплённая многочисленными крепостями страна. Столицей являлся город Хумрадж, идентифицируемый с современным аулом Хунзах (в переводе с аварского «У хунов»).

В период расцвета территория Серира включала в себя как нагорную, так и предгорную часть современного Дагестана и соседние земли за его пределами.

Государственное устройство

Царская власть являлась наследственной. Армия Сарира исчислялась тысячами человек. Из знати известны тарханы и батрики (патриции). В дружину царя входили и иностранные наёмники, в том числе тюркского происхождения.

История

Образование Серира

Сарир упоминается в источниках с VI века. Легенды связывали его возникновение с переносом трона персидских царей. По одной версии, основателем государства выступает иранский полководец Бахрам Гур. По другой, местного правителя назначил шах Хосров Ануширван. Владетели Сарира обладали золотым троном и носили титулы вхрарзан-шах и авараншах. Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X в.) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar).

В VI веке через Северный Кавказ в Европу вторглись авары — кочевой народ из Центральной Азии, вероятно, тюркского или протомонголо-восточноиранского происхождения, объединивший вокруг себя на раннем этапе и какое-то количество так называемых «сино-кавказоязычных» этнических групп, хотя полного единства мнений по вопросу их этногенеза среди учёных не существует. По-видимому, часть их, осев в Дагестане, дала начало государству Сарир или же внесла свой существенный вклад в его усиление. К сторонникам этой «инфильтрационной» точки зрения на аварский этногенез и складывание государственности принадлежат Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов.

Арабский историк X века, Масуди, передает: «Когда Арабы завоевали Иран, настал конец сасанидам, из сасанидских царей Ездигерд бежал от арабов, а впереди себя послал верного человека в Серир со своей казной и золотым троном. Царя убили, а посланец укрылся в горном Дагестане. Царь Серира стал называть себя Сахиб-ас-Серир, то есть владетель золотого трона, а его подданные назывались серирами. У царя Серира была неприступная крепость, называемая ал-Ал (Аркас), где хранилась его казна. Столицей был Хумрадж (Хунзах). В стране было 12000 населения, разбросанных по ущельям, и царь брал в рабы кого угодно. Царя Серира звали „Авар“. Он исповедовал христианство, а все остальные жители государства были язычниками и поклонялись „сухой голове“. Этнический состав населения был разнообразным. Серир граничил с хазарами и много воевал с ними».

Серир — название собирательное. В тот период, когда арабы писали о Сарире, под ним подразумевалась значительная часть Дагестана, где проживало разноязычное население. По мере того как кольцо арабского завоевания вокруг Дагестана суживалось, сокращалась и территория Серира. В конце концов, это сокращение привело к тому, что территория Серира ограничивалась рамками аварских и некоторых близлежащих районов. Название Серир не чуждо аварцам; чеченцы и поныне называют своих соседей аварцев этим древним именем — сули, то есть горцы.

Серир в VII—XI веках

В VII—VIII веках Сарир находился в зоне влияния Хазарского каганата и был его союзником в войнах против арабов. К этому же периоду относят сообщение, что владетелю Сарира принадлежит большинство поселений Аррана (Эрети) и Туш (Тушети). С точки зрения мусульманских географов, Сарир как христианское государство входил в сферу влияния Византийской империи.

Арабская армия вторглась на территорию Серира в 737 году во главе с Марваном ибн Мухаммадом. Серирцы оказывали захватчикам решительное сопротивление. Целый год они мужественно сражались с вторгшимся в их страну врагом. Арабы осадили и захватили крепость в Гумике. Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань. Затем арабы ушли в соседний Туман, а Серир попал в зависимость от Арабского халифата. Царь Серира должен был ежегодно поставлять дербентскому наместнику 500 крепких отроков (юношей) и 500 белокурых девушек с черными бровями в рабство, а также привозить в зернохранилище Баб-ал-Абваба 100000 мер зерна.

Серирский царь стал искать союзников по всему Кавказу. Так, эмир Тифлиса Исхак ибн Исмаил (830—853), был женат на дочери царя Сарира. Их союзу не помешала даже разница религий. В середине IX века Серир окончательно освобождается от Аббасидского халифата. В это же время соседнее мелкое княжество Филан вошло в состав Серира, причём «сахиб-ас-Серир» получил титул «филаншах».

В IX веке в связи с начавшимися смутами в Халифате, Сарир приобрёл независимость. Царь Сарира вмешивается в дела новообразовавшихся государств Ширвана, Дербента и принимает участие в региональных войнах. В 851 году Ширваншах напал на владетеля Сарира. В 912 году эмир Дербента в союзе с Ширваншахом совершил «исламский набег» на Шандан, которому помогал Серирский царь. В 968 году Ибрагим бин Марзубан занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду подчиниться. Царь Серира совместно с дербентским эмиром Абдул Маликом двинувшись на Ширван, взяли силой и сожгли Шабаран. Опустошив Ширван, аварцы на день раньше вступили в Дербент и устроив там беспорядки ушли в горы. В Сарире дербентские эмиры порой находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности со стороны ширваншаха. Позднее Дербент становится союзником Ширвана и «народ ал-Баба» перебил сарирцев. В 971 году, Царь Серира, совершил грабительский набег в Дербентский эмират. Возле Дербента аварцы нанесли дербентскому эмиру сокрушительно поражение, перебив свыше тысячи человек. В 1032 году Мстислав Тмутараканьский, совершая свой рейд по Кавказу, стал врагом для Серира, так как эмир Дербента Мансур, который был в состоянии войны с ним, был женат на дочери Серирского царя. Аварцы, заключив соглашение с аланами, совместно напали на Ширван и взяли приступом её столицу Шемаху. Аварцы и аланы грабили Ширван в течение 10 дней, убив свыше 10 тысяч человек и вернулись с богатой добычей в свои владения. В 1064 году, по подстрекательству Ширвана, владетель Сарира вновь напал на ал-Баб. Царь Сарира также совершает успешные походы на равнинные владения хазар. Как пишет Аль-Масуди: «Царь Сарира с успехом воюет с хазарами и одерживает победы над ними, потому что они на равнине, а он в горах».

В условиях ослабления позиций Хазарии и Халифата на Кавказе Сарир выступает как самостоятельная сила и в X веке приходится пик его могущества. Царь Сарира именуется в арабских источниках как «хакан ал-джибал» или правитель гор. Новосельцев А. П. пишет: «крупнейшим владетелем горного Дагестана был сахиб ас-серир». Сарир характеризуется как «страна горная и степная». Союзнические отношения Сарира с Аланией, сложившиеся, очевидно, на антихазарской почве, подкрепляются династическими браками[16]. Царство Сарир, согласно В. Г. Гаджиеву и В. М. Бейлису, было общедагестанским государством фигурирующим во всех источниках наряду с Царством Алан, Хазарским Каганатом и Киевской Русью. Якуби пишет, что в Арране 4000 селений и большая часть их принадлежит царю Сарира. Согласно профессору А. Д. Даниялову, Ширван — это древняя территория Сарира.

Распад Серира

Последнее упоминание о Серире относится к 1067 году. Серир начал распадаться вследствие противостояния и внутренних войн между жителями христианами, иудеями, язычниками(покланяющиеся "мокрой голове" и мусульманами. В XI веке от Серира откалываются его западные земли (современные Ботлихский, Цумадинский и Ахвахский районы), которые образуются в Андийское владение[20]. По данным Е. М. Шиллинга «вся территория по левому берегу Андийского Койсу  рассматривается  как принадлежащая ЖъугьутIхану (дословно „Еврейский хан“), а правобережные земли — Суракату Аварскому». М. А. Агларов отмечает, что это предание носит название «О 1000 всадниках на белых конях, войске ДжугьутI-хана». «Согласно историческим преданиям андийского долинного селения Муни, — пишет М. А. Агларов, — здесь некогда существовало обширное государство, во главе которого стоял Жъугьут-хан. Его земли простирались в горах до Хунзахского плато, в плоскости ниже по течению Дангъиза (Андийское Койсу) и до Харачоя. Верхнеандийские села тогда подчинялись Жъугьут-хану. Он мог собрать войско в 1000 всадников на белых конях. Башня, что ныне высится напротив села, построена также Жъугьут-ханом». Возможно, что еврейская знать, бежавшая из Хазарии после её разгрома, поселилась в Серире, а после её распада утвердила за собой западный Серир. На территории Серира образовалось несколько вольных обществ, а на территории нынешнего Хунзахского района образовалось Аварское нуцальство.

Правители

  • Абухисро (ок. 740)
  • Аваз (вторая половина IX в.)
  • Бухт-Йишо I (905 г.)
  • Филан-шах (940—950 гг.)
  • Бухт-Йишо II (1025—26 гг.)
  • Фируджа
  • Токку (1065 г.), сын предыдущего
Категория: Аварцы | Добавил: Native_Dagestan (03.03.2017)
Просмотров: 2079 | Комментарии: 1 | Теги: Сарир, Аварцы, Авар, Серир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 mmmarisha • 06:01, 10.09.2022
Хунзах в переводе с аварского "воскресший", а не у хунов)). При одной из войн, Хурджаб разнесли до основания. Когда восстановили, город назвали "Хунбахъ": с аварского "хун" – который умер, "бахъ" – воскрес. Дословно – умер и воскрес. А позже для созвучности и красоты поменяли одну букву Хун"з"ахъ. Половина информации на этом сайте неправда. Но спасибо за ваши старания). Ознакомьтесь с таким термином как "лекионоба" в грузинских источниках. Почему в Азербайджане и в Грузии есть аварские села? Почему аварцев называют покорителями фараонов?
avatar