Главная » Статьи » Народы » Цахуры

Цахуры (йихъбы, цIaIхбы)

Цаху́ры (самоназвание — йихъбыцIaIхбы) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. Говорят на цахурском языке, который относится к лезгинской семье нахско-дагестанской группы северо-кавказских языков.

Цахуры, как и другие народности лезгинской семьи как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албан».

Расселение

Официально общая численность цахуров около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, собственно в Дагестане 10 тыс.) и Азербайджане (12,3 тыс. человек), по некоторым оценкам общая численность цахуров оценивается в 50 — 100 тыс. человек.

Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону, верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.

Всего насчитывается 29 цахурских селений. В Дагестане цахуры населяют 13 аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Миких, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джиных, Кальял, Мухах. В Азербайджане они проживают в 16 селениях: Дагъайбна-Мухах (7,2 тыс.), Сувагел(Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Даглы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гёзбарах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 тыс.), Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы(Узюмлю) (1 — 1,5 тыс.)

Более десяти цахурских поселений — Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулак, Свердлово, Новый Мишлеш, Ленино Правда-Нов. Цахур и другие — возникли на прикутанных хозяйстах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (3 167 чел.), Каспийск (117 чел.), Дербент (99 чел.), Кизляр (96 чел.), Южно-Сухокумск (61 чел.), и др.

В семи пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюуллюк (азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). По данным переписи 1999 года 83 % азербайджанских цахур проживали в сельской местности.

Список исторических и современных цахурских сел и городов, с указанием языка на котором говорят жители.

В Кахском районе:

  • Къах (Гах) — смешанное население.
  • Сарваг (Сарыбаш) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Илису — население говорит на азербайджанском языке.
  • Агъчей (Агчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Гашгачей (Гашгачай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Абрамчей (Абрамчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къум (Гум) — население говорит на цахурском языке.
  • Чинар (Чинар) — население говорит на цахурском языке.
  • Агъези (Узюмлю) — население говорит на цахурском языке.
  • Лекид (Лекид) — частично сохранен цахурский язык.
  • Лекид-Кутюклу (Келид-Кётуклю) — население говорит на цахурском языке.
  • Зарна — частично сохранен цахурский язык.
  • Джиных (Гюллюг) — частично сохранен цахурский язык.

В Закатальском районе:

  • Закатала (Загатала) — смешанное население.
  • Агъдам-Калел (Агъдам-Калял) — население говорит на цахурском языке.
  • Джимджимех — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сувагел (Сувагиль) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьас (Касс) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьаркьвай (Каркай) — население говорит на цахурском языке.
  • Къалял (Галал) — население говорит на цахурском языке.
  • Эзгилли — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сапынджий (Сабунчи) — население говорит на цахурском языке.
  • Гъаласкьар (Аласкар) — население говорит на цахурском языке.
  • Мамрых, Мамрий (Мамрух) — население говорит на цахурском языке.
  • Гудьбарах (Гёзбарах) — население говорит на цахурском языке.
  • Заган (Заган) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах (Мухах) — частично сохранен цахурский язык.
  • Чобанкол (Чобанкёл) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымыр (Гымыр) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымырбазар (Гымырбазар) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Мишлеш-Тала (Юхары Тала) — частично сохранен цахурский язык.
  • Чинчар (Мишлеш) — население говорит на цахурском языке.
  • Али-Байрамлы — население говорит на цахурском языке.
  • Къандах (Гандах) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Лагьидж — население говорит на цахурском языке.
  • Чардахлар — частично сохранен цахурский язык.

В Рутульском районе:

  • Лек (Курдул) — население говорит на цахурском языке.
  • Гелмец (Гельмец) — население говорит на цахурском языке.
  • Хийагь (Хиях) — население говорит на цахурском языке.
  • Цах, Цахур — население говорит на цахурском языке.
  • Хьойик (Согуют, Сюгют) — население говорит на цахурском языке.
  • Мишлеш — население говорит на цахурском языке.
  • Муслах — население говорит на цахурском языке.
  • Корш (Корш) — население говорит на цахурском языке.
  • Джинагь, Джинний (Джиных) — население говорит на цахурском языке.
  • Аттал — население говорит на цахурском языке.
  • Калел (Кальял) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах, Баш Мухах — население говорит на цахурском языке.

В Бабаюртовском районе:

  • Новый Цахур(Правда)
  • Новый Мишлеш
  • Калел (Новый Кальял)
  • Камбулат
  • Нов. Гельмец
  • Нов. Муслах(Свердлово)

Этноним

Цахуры на карте «Армения в начале XI века» согласно Большой Советской энциклопедии.

Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур. К цахурам и рутульцам употребляют название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось. Сами себя цахуры называют йыхъбыцIaIхбы'.

В Дагестане лезгины называют цахуров — цIахурар, рутулы — гъалтахъар, аварцы — хъалтагъал, лакцы — цІахъюр. В Азербайджане их называют лезгинами — лезгилер либо сахурами — saxurlar (сахурлар).

Этническая история

Этногенез

Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами северо-восточно кавказских народов. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами последовательно проходит не только в языке, культуре, антропологии, но и в исторической действительности.

В связи с этим определенный интерес представляют этимологические оценки некоторых этнонимов. Так, для носителей аваро-андо-цезских народов общим этнонимом выступают лексемы «магарулав» — горец (I класс), «магарулай» — горянка (II класс), «магарулал» — горцы. Этноним «горцы» встречается и у других народов Дагестана, в частности у цахуров, например, «сувахъан» — горец, «сувахъанбы» — горцы, «аляхъанбы» — верхнегорцы. В этнониме «горцы» аккумулировано понимание генеалогической общности дагестаноязычных народов. В этом плане этноним «горцы» по семантике непосредственно восходит к лексеме «албан».

Ранняя история

Кавказская Албания (выделена зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.

Лекия в середине XI в.

Происхождение цахур уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Цахуры — одна из самых древних упоминаемых в источниках Закавказья и Дагестана народностей.Непосредственными предками цахур и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Цахуры — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием «йикийцы — албанцы» (в переводе означает «мы горцы», «мы народ») входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Учитывая, что многие названия на Кура—Алазанской долине связаны с цахурским языком, можно предположить, что цахуры в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX—начале XX в.

Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и в цахурском селении Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):

а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.

б) в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.

в) в Мамрухе-развалины средневекового храма, датируемого III—IV вв. н. э.

Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Цахуры в XV—XIX вв.

Первые сведения о цахурах встречаются в грузинских и армянских источниках VII века, где одни упоминают страну Цукети, а в других они известны по названием «цахайки». Главное селение дагестанских цахуров — Цахур существовал уже в XI—XII вв., о чём свидетельствуют найденные и датированные этим временем надписи, потому версии о том, что оно возникло в 1278 году или по версии Р. М. Магомедова в 1162 году, вряд ли соответствуют действительности. В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини. Он писал, что это

…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нём очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии.

Существование цахурских населённых пунктов в указанный период, однако, не закрывает вопрос об этногенезе цахурского народа. Степень гетического родства лезгинских языков показывает, что цахуро-рутульский язык наряду с другими языками этой группы до VI—VII веков являлся локальной единицей, «видимо, с выраженной диалектной обособленностью». В X веке на территории, занимаемой носителями лезгинских языков, в том числе и цахурами, существовало раннефеодальное государственное образование Лакз. В частности, ни один из авторов IX—XV вв. ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а порой и другие, объединялись под названием «жители страны Лакз». Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

С течением времени цахуры продвинулись к югу и расселились также в Кахском и Джарском эриставствах. Процесс переселения части цахуров из Дагестана на юг, в пределы северо-западного Азербайджана завершился в XVII веке. Среди русских историков XIX века (Линевич, Эсадзе и других) существовало мнение, что цахуры, которых они называли «лезгины», являются пришельцами, захватившие в XVII веке часть территории Кахетинского царства. Однако эта точка зрения является неверной. От царевича Вахушти известно, что уже XVI веке в нагорных частях Кахетии существовало множество цахурских поселений. К началу XVIII века на указанной территории окончательно оформились аварские и цахурские вольные общества, более известные как Джаро-белоканские вольные общества.

В XV веке на территории проживания цахуров образовалось феодальное образование с центром в ауле Цахур. После того, как в начале XVIII века резиденция владетелей Цахура была перенесена на территорию Закавказья, в селение Илису, это феодальное образование стало называться Илисуйским султанатом. В его состав также вошли три вольных общества цахуров, сохранившие при этом своё внутреннее самоуправление. Население султаната находилось под сильным влиянием азербайджанской культуры. Илисуйский султанат просуществовал до 1844 года, пока оно не было ликвидировано Царской Россией. После его ликвидации здесь была введена русская администрация. Часть цахур вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входившей сначала в Каспийскую область, а затем в Дербенскую губернию и Дагестанскую область.

В 1852 году царские власти, стремясь лишить движение Шамиля поддержки цахур, насильно переселили последних с мест своего проживания на Приалазанскую равнину; 15 селений в верховьях Самура были до основания разрушены царскими войсками. Лишь в 1861 году цахурам было разрешено вернуться на прежние места проживания. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», цахуры общей численностью 2,430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года цахуры населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа общей численностью 5,149 человек. Согласно источникам начиная с первой половины XIII в.,область, населенная народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан.. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».

Язык

Цахурский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее он близок рутульскому языку, с которым у него имеется существенная близость структурных характеристик и лексики. Ввиду длительных контактов цахурцев с азербайджанцами, цахурский язык подвергся значительному влиянию азербайджанского языка. Язык делится на цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахуров вторым языком является азербайджанский.

Первые сведения о цахурском языке были опубликованы в работе Р. Эркерта «Die Sprachen des kaukasischen Stammes». В последующим цахурскому языку был посвящена ценная работа А. Дирр «Цахурский язык». В начале 1930-х гг. А. Н. Генко составил цахурский алфавит. В период с 1935 по 1938 год функционировало начальное обучение на цахурском языке. До 1864 года цахуры для письма использовали арабскую письменность. До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском. В 1990 году постановлением Совета Министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит, а в 1996 году в Баку была опубликована азбука на цахурском языке на латинской основе.

В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан. В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому. Используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Общие сведения

Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Принятие цахурами ислама относится к X—XI вв.. Посетивший в середине XIII века селение Цахур ал-Казвини уже сообщал тогда, что «жители этого города все шафииты. В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…».

Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы. По пигментации им близки табасаранцы.

Культура

В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которой является возрождение и развитие культуры народа, улучшение социальной сферы их жизни. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи по эфиру республики, в ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок». Существует танцевальный ансамбль «Цахур».

В Азербайджане, в Закатале, функционирует Цахурский культурный центр. Его деятельность концентрируется вокруг создания танцевальных и певческих коллективов, один из которых называется «Джейранум». Этот коллектив выступает как в Закаталах, так и в Баку. В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле» (цахур. Kiblayıka yıkыhiyna, азерб. Arxası qibləyə) ставший первым не только в Азербайджане, но также в истории мирового кино, художественным фильмом на цахурском языке. Песенно-музыкальная культура цахуров испытала влияние культуры соседей-азербайджанцев.

Категория: Цахуры | Добавил: Native_Dagestan (12.03.2017)
Просмотров: 1441 | Теги: Цахуры, цIaIхбы, йихъбы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar