Главная » Статьи » Народы » Кумыки |
Кумы́ки (самоназвание: кум. къумукълар) — тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии (сёла Кизляр, Предгорное, Малый Малгобек, п. Калининский, микрорайоны Кирзавод и Янги-юрт г. Моздок в Моздокском районе) и в Чечне (Грозненский и Гудермесский районы — сёла Виноградное и Брагуны). Составляют второе по численности национальное меньшинство в Чеченской Республике (после русских) и четвёртое в Республике Северная Осетия-Алания (после русских, ингушей и армян). В России проживают 503,1 тысяч в 2010 году, из них в Дагестане 431,7 тыс. человек. Численность и расселениеКумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, являясь при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе и третьим по численности народом Дагестана. Территория их традиционного расселения — Кумыкская плоскость, западное побережье Каспийского моря и предгорные районы Дагестана. Процент кумыков по районам Дагестана (2002) Численность по субъектам РФ
ТурцияВ 19 и начале 20 веков происходило как насильственное, так и добровольное переселение (мухаджирство) кумыков, как и других народов Кавказа, в Турцию. Сегодня в Турции не проводится официального на государственном уровне учёта национальностей. По независимому исследованию 1994-1996 года в Турции было более 20 селений, компактно населённых кумыками, а именно: В провинции Bursa - Koşuboğazı, Mustafakemalpaşa (ассимилированы, но хранят семейную историю); Yeniköy в провинции Orhangazi (вместе с аварцами и даргинцами); в провинции Sivaş - Yıldızeli (Yavuzköy), Yağlıdere, Yıldızeli (Yağköy), Süleymaniye, Hafik (совместно с турками и аварцами); в провинции Tokat - Doğançaylı (совместно с карачайцами), Yavu, Çermik, Artova (совместно с даргинцами и аварцами), Çirdağ, (совместно с даргинцами и аварцами), Gültepe, Erbaa (совместно с даргинцами и аварцами), Yeniderbent, Zile (совместно с лезгинами), Turhal (совместно с карачайцами, имеется культурный центр); провинция Çanakkale - Akköprü, Biga (имеется культурный центр), Aziziye, Doğancı, Geyikkırı, Kalafat, Biga (Bozna). Многие кумыкские районы и селения, например в городе Samsun, исчезли в результате переезда и ассимиляции жителей. Другая волна переселенцев хлынула в 1920-х годах с приходом к власти большевиков. Среди переселенцев тех времён - известный дагестанский деятель Казаналипов Аселдерхан (1855-1928), княжна Джахбат Казаналипова (Тарковская), из кумыкских князей - Асадуллах Уцуми-хан и Ахмат-хан. ЭтнонимТерритория традиционного расселения кумыков Происхождение этнонима «кумык» («къумукъ») не до конца остаётся ясным. Большинство исследователей (Бакиханов, С. А. Токарев, А. И. Тамай, С. Ш. Гаджиева и др.) производили название от половецкого этнонима кимаки или от другого названия кыпчаков — куман. Согласно П.К. Услару, в XIX в. на Северном Кавказе терминами кумык или кумук именовали тюркоязычных жителей равнины. В Дагестане, Чечне и Ингушетии терминами кумык и кумук именовали только кумыков. Б. А. Алборов выводил этноним «кумык» из тюркского слова «кум» (песок, песчаная пустыня). В свою очередь Я. А. Фёдоров, основываясь на письменных источниках VIII—XIX вв., писал, что этноним «гумик — кумык — кумух» является коренным дагестанским топонимом, связанный с эпохой средневековья. Автор конца XIX века А. В. Старчевский в составленном им словаре приводил кумыкское название кумыков арияк; Н. Я. Марр в свою очередь упоминал в качестве самоназвания кумыков этноним тузли(лер), а по свидетельству П. К. Услара в кумыкском языке северные кумыки обозначались словом «мичихич» от названия пограничной с Чечнёй р. Мичик. Южные кумыки называли себя хайдак къумукълар, то есть «кайтагские кумыки». Другие народности Дагестана именовали кумыков жителями равнины, жителями степи: даргинцы — диркъаланти, «джандарти», аварцы — лъарагIал (тлярогал), лакцы — арнисса годоберинцы — гъумакиди, каратинцы — лъарагIабди, ахвахцы — лъагIидо, багвалинцы — гьаргIиди. У других народов кумыки именуются: по-азербайджански — qumuqlar (гумуглар), по-карачаево-балкарски — къумукъла (кумукла), по-чеченски — гIумки (гумки) «Степные жители». ИсторияСреди учёных нет единства насчёт происхождения кумыков. Константин Федорович Смирнов считал население Кумыкской равнины VIII-Х веков ближайшим предком нынешних обитателей страны — кумыков. Связывая происхождение кумыков с кыпчаками, С. М. Броневский полагал, что кумыки появились в Дагестане в ХII-ХIII веках вместе с кыпчаками. Согласно же И. Клапроту, кумыки появились в Дагестане одновременно с хазарами и после них здесь остались, а А. Вембери, в свою очередь, допускает проникновение кумыков в Дагестан одновременно с хазарами, где они встретили более древнее население и слились с ним. О дополовецкой истории кумыков свидетельствует и кумыкский фольклор. В нём сохранились пословицы и поговорки, уходящие корнями во времена существования Хазарского Каганата. Так, в плаче героини из предания «Окаменевшая Аймеседу» упоминается Цемендер, где покупали парчу, — это, несомненно, Семендер, столица Хазарии, располагавшаяся в районе нынешней Махачкалы, и которая, кстати, была известна, в частности, как центр производства различных изысканных тканей, торговли ими. Бытует также выражение "Хазарская казна". Сохранилась и интересная строка из кумыкской песни:
С. А. Токарев писал, что кумыки
Более современную версию изложил известный востоковед и тюрколог В. В. Бартольд: «кроме ногаев из отуреченных лезгин образовалась народность кумыков» подразумевая под этнонимом «лезгины» горцев Дагестана В Большой Советской Энциклопедии, на основании трудов известного этнографа и специалиста по Кавказу Сакинат Хаджиевой была указана следующая версия этногенеза кумыков:
Известнейший кавказовед Леонид Лавров подверг сомнению версию об "отуреченности" кумыков:
Великий русский востоковед Владимир Минорский выдвинул свою версию происхождения кумыков:
Окончательное формирование кумыкского этноса происходило в XII—XII веках. На территории расселения кумыкского народа существовали несколько государств, из которых наиболее известными были Царство гуннов, Джидан, Тарковское шамхальство. По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX века, в Дагестане проживало 32 087 кумыков. По сведениям 1891 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», кумыки проживали на территориях Дагестанской и Терской областей общей численностью 108 800 человек. С 1921 года кумыки в составе Дагестанской АССР. Первая советская перепись 1926 года зафиксировала в СССР 94 549 кумыков. В 1989 году в Дагестане сформировалась общественно-политическая организация Кумыкское Народное Движение «Тенглик» (КНД), взявшая курс на достижение национально-территориальной автономии кумыкского народа. По переписи того же года в СССР проживало 281 933 кумыка. На II съезде КНД, прошедшем в ноябре 1990 года, была принята «Декларация о самоопределении кумыкского народа», поставив идею создания Кумыкской Республики в составе РСФСР. 27 января 1991 года прошёл II съезд кумыкского народа, на котором был избран руководящий орган нации — Милли Маджлис. Антропологический типАнтропологически у кумыков представлен каспийский подтип европеоидной расы. Сюда же включают азербайджанцев, курдов Закавказья, цахуров, татов-мусульман. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы. В этногенезе кумыков участвовали древние племена — аборигены Северо-Восточного Дагестана и пришлые тюркоязычные племена, особенно кипчаки, язык которых был воспринят аборигенами. По антропологическим признакам и по основным чертам культуры и быта кумыки близки к другим горским народам Дагестана. Исследования XX векаСоветские антропологи относили кумыков к европеоидной расе и указывали на антропологическое сходство кумыков с другими народами Дагестана, противопоставляя их монголоидным народам. Как отмечает советский и российский учёный-антрополог Валерий Алексеев, каспийский тип, в представителей которого включаются кумыки, в Дагестане практически всегда проявляется в смешанном виде и потому народы центрального Дагестана не могут быть включены в число типичных представителей этой разновидности. Касательно кумыков, он пишет что они «имеют наиболее тёмную пигментацию, что, по всей вероятности, свидетельствует об интенсивном участии каспийского типа в образовании их антропологических особенностей». ЯзыкКумыки разговаривают на кумыкском языке, принадлежащем к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Он являлся лингва франка на значительной территории Северного Кавказа вплоть до 30-х годов 20-го века. В 1848 году преподаватель кавказского татарского, то есть кумыкского, Тимофей Никитич Макаров написал первую грамматику на русском для одного из северокавказских языков, коим стал международный в регионе кумыкский. Т. Макаров писал:
Кумыкский язык изучали такие русские классики, бывавшие на Кавказе, как Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов. Фразы и диалоги на кумыкском языке встречаются в таких произведениях Толстого как "Набег", "Казаки", "Хаджи-Мурат, у Лермонтова - "Герой нашего времени". Менее именитые писатели также приводили образцы кумыкского в своих произведениях (пример, Бестужев-Марлинский). Среди диалектов кумыкского языка выделяются кайтагский, терский (значительно различающиеся моздокский и брагунский говоры), буйнакский и хасавюртовский, причём два последних легли в основу литературного кумыкского языка. Кумыкский язык является одним из старописьменных литературных языков Дагестана. На протяжении XX века письменность кумыкского языка менялась дважды: традиционная арабская графика в 1929 году была заменена сначала латинским алфавитом, затем в 1938 году — кириллицей. Наиболее близки к кумыкскому языку карачаево-балкарский, крымскотатарский и караимский языки. Среди кумыков распространён также русский язык. РелигияВерующие кумыки исповедуют ислам суннитского толка. Большинство кумыков принадлежат к шафиитскому мазхабу, часть — к ханафитскому. В феврале 1992 года в результате раскола Духовного управления мусульман Республики Дагестан в Махачкале сформировалось Кумыкское духовное управление мусульман. ЭкономикаКумыки — народ оседлой земледельческой культуры. Традиционными для них являются хлебопашество, садоводство, виноградарство, культивируемые ещё с 8-9 веков. Исторически они занимались и скотоводством. Землю кумыков можно по праву назвать житницей всего Дагестана, здесь сосредоточено свыше 70 процентов экономики республики. Здесь сосредоточена почти вся промышленность (приборостроение, машиностроение, консервирование, виноделие и т. д.). Развиты рисосеяние, рыболовство. Недра богаты нефтью, газом, минеральными источниками, сырьем для строительных материалов (стекольные пески, гипс, гравий, галька и т. д.). Имеются немалые рекреационные ресурсы (Каспийское побережье, грязевые и минеральные источники лечебного свойства). В их числе сероводородные (Талги), гидро-карбонатно-натриевые (Каякент), хлоридные, известковые и др. КультураЛезгинка в кумыкском селе Нижнее Казанище, Дагестан, 1870-е Европейский путешественник XVIII в. Иоганн Антон Гильденштедт дал описание быта кумыков того времени:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, следующим образом описывал образ жизни и быт кумыков:
Литература и театрКумыкская семья, 1870-е гг. В народной памяти кумыков сохранились образцы эпической (героические, исторические и бытовые песни, песни дидактического содержания (йыр’ы), сказки, пословицы, загадки) и лирической (четверостишная песня («сарын») и «яс» (оплакивание, причитание) или «яс-йыр») поэзий. Одним из зачинателей кумыкской поэзии считается поэт 15-го века Умму Камал, создававший произведения на общеупотребительном языке того времени тюрки, но с сохранением старокумыкской лексики и форм. В 19 веке такие личности, как народный поэт Йырчы Къазакъ и преподаватель Восточного факультета Санкт-Петербургского Императорского Университета, кадий Кавказского эскадрона конвоя императора Магомед-Афенди Османов заложили письменные традиции кумыкского языка. В дореволюционный период кумыкская литература находилась в связи с крымскотатарской и казанско-татарской литератур, а после революции 1917 года несколько усиливается влияние азербайджанской литературы. В первые годы советской власти кумыкская литература продолжала традиционные темы: раскрепощение человека, духовное пробуждение народа, борьба с невежеством и т. д. В первые десятилетия 20-го века кумыкская литература претерпевала расцвет. На этот период приходится деятельность таких просвитителей, писателей и поэтов, как Манай Алибеков (инженер-мелиоратор (его именем назван был Манай-Татаул), архитектор, этнограф и наконец — поэт), Нухай Батырмурзаев («Несчастная Хабибат», «Давуд и Лайла») и его сын Зайнал Батырмурзаев, Абуш Карамурзаев, Коччакай Джамалутдин Ханакаев (цикл стихов о деспотизме царских чиновников, о войне и тюрьме), Магомед-Кади Дибиров (автор кумыкских азбук и "Истории революции в Дагестане") в Аксае; Казияв Али (хранитель старины), Адиль-Герей Измаилов (перелагавший предания в стихотворные строки), Ансар Кадиев (мастер любовной лирики) - в Эндирее; группа в Казанище, включавшая в себя кумыкского первопечатника, поэта и фольклориста Абусуфьяна Акаева и его окружение - фольклорист Билал Алибеков, Нажмутдин Гайдарбеков, близки были к этой группе и жители соседних сёл Шихаммат-Кадий Эрпелинский и Абдулхалим Дженгутаевский; в Темир-Хан-Шуре (тогдашней столице Дагестанского округа) - кумыки Темирболат Бейбулатов, Гаджи Алхасов, Мухтар и Мурза Темирхановы, азербайджанцы Абдулджапар и Амирарслан Алискеров, Гусейна Абдуллаев, Мешади Али Гусейнов, Мешади Алискера Ширмамедов, Ибрагим Самет-заде и табасаранец Муратхана Муртаханова (они ставили пьесы на кумыкском и азербайджанском языках); в других селениях - агачкомузист Алипмурза Девлетмурзаев, Магомед Казанбиев («Нюрлю Таварих» («Священная история»)), Ачакан Казбеков (1916 году перевёл басни Крылова), Абдулгусейн Ибрагимов-Кизлярский (В 1916 году выпустил исторический роман «Аманхор»). Тогда же возникли первые газеты на кумыкском языке, редактируемые Абусупиянов Акаевым, Муртаза-Гаджи Пайзулаевым и Магомед-Мирзой Мавраевым. В 1917 году были созданы «Дагестанское театрально-литературное общество» и журнал «Тангчолпан» («Утренняя звезда»), детища Темирбулата Бейбулатова. Журналу «Тангчолпан» принадлежит выдающаяся роль в истории кумыкской культуры. Его редакторами попеременно были Темирбулат Бейбулатов, Нухай Батырмурзаев и Адиль Шемшединов, Публиковались журнале статьи, новеллы, стихи свои и своих единомышленников, как, например, ученик Евгения Лансере и Арнольда Дирра Халил-Бек Мусаев. В 1925 году на базе театральной студии при педагогическом техникуме в Темир-Хан-Шуре был создан Кумыкский государственный музыкально-драматический театр имени А.-П. Салаватова. Зумруд Каитбекова перевела на кумыкский язык пьесу А.П. Чехова «Медведь», она же являлась первой актрисой кумыкского театра. На подмостках этого театра Уллубий Буйнакский пробовал свои силы как актёр. В 1926 году Темир-Булат Бейбулатов издал «Сборник стихотворений и песен», содержащий материал и для лингвистических изысканий, и для поэтики, и для теории музыки. Бейбулатов задается целью «сохранить в своих творениях уходящие из жизни архаические формы языка». В конце 20-начале 30-х годов Т. Бейбулатов написал оперы «Танг-Чолпан» и «Шамиль в Ахульго». Он же написал ряд пьес для кумыкского театра. Художественный перевод играл большую роль в 1920-е годы. Абдулла Алиев перевёл на кумыкский произведения М.Ю. Лермонтова. Будущий первый дагестанский профессиональный историк Абдулла Тамаев в начале 1920-х годов переводит для кумыкского театра пьесы Наримана Нариманова «Шамдамбек», а также «Тайны нашего города», «Хор-Хор», «Два пирога», «В медресе пришёл мулла» и другие. Универсальным человеком был также поэт, физик-изобретатель, востоковед-арабист, фольклорист Абдурахман Казиев. ОдеждаМужчины носили тонкие туникообразные рубахи, штаны, черкеску, бешмет и овчинные шубы, а женщины — платья, кожаные башмаки, галоши и носки, причём одежда украшалась серебряными пряжками, пуговицами, поясом. Платья «полша», состоящее из нижнего платья из тонкого однотонного шелка и верхнего платья из плотной ткани с вышивкой, вышитые платки из тонкой шерсти и шелковые платки — «гульмельды» с характерным рисунком. Современная одежда в основном городского типа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2044 | | |
Всего комментариев: 0 | |