Главная » Статьи » Народы » Лакцы

Лакцы (казикумухцы)

Лакцы (казикумухцы) (лакск. лак, гъазигъумучи) — один из коренных народов Северного Кавказа. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана. Этнокультурная территория лакцев именуется как Лакия и состоит из Лакского и Кулинского районов.

Этимология

Эндонимы

К эндонимам относятся самоназвания. Слово «лак» является самоназванием лакцев как в лакских выражениях: «жу лак буру» — мы лаки; «жу лакрал халкь буру» — мы народ лак; «лаксса» — лакский, лакцы, лакец; «лаккучу» — лакский мужчина, лакец; «лакку маз» — лакский язык; «лакку билаят» — лакская страна; «Лаккуй» — Лакия; «лакрал» — лакский, лаков, лака; «лакрал район» — лакский район; «лакрал кIану» — место Лак; «лакрал паччахIлугъ» — государство Лак. Лакцы употребляют наименование «лак» как свой этноним и топоним. В лакском языке слово «лак» в произношении близко к слову «лахъсса» (высокий).

П.К. Услар (1864 г.) сообщал об употреблении самоназвания «лак» жителями Кази-Кумуха: «лаккучу, лаккучунал, имен. множ. лак, род. лакрал — казикумухец; Лак — называется и вся страна; та ури Лаккуй — он живёт в Казикумухе; та най ури Лаккуя — он идет из Казикумуха; та лакку мазрай гъалгъа тIи ури — он говорит по-казикумухски; лакку аьдат — казикумухский обычай; лакрал кIану — Казикумух, букв. место Лаков».

Экзонимы

К экзонимам относятся наименования одних народов другими. Аварцы именуют лакцев как — тумал; даргинцы — вулугуни, вулеги; лезгины — яхулар; кумыки — къазыкъумукълар; чеченцы — гIазгIумкий; русские — лакцы, лаки, казикумухцы.

В дореволюционной России лакцы именовались как «казикумухцы» и «лаки». А. В. Комаров (1869 г.) писал: «В самом центре Дагестана, в верховьях реки, известной у нас под названием Казикумухского Койсу, живёт особое племя, называющее себя Лак или Ляк, а страну свою Лакрал-Кlану. Племя это известно у нас под именем Казикумухцев». Н. Ф. Дубровин (1871 г.) писал: «Племя, известное у нас под именем казикумухцев, само себя называет лак, а страну свою лакрал-кlану».

В переписи населения Дагестанской области 1886 года, жители Казикумухского округа были именованы «Лаки» (48,316 тыс. ч.). На схематической карте Дагестанской области 1895 года, составленной историком и этнографом Е. И. Козубским, жители Казикумухского округа именованы «Лаки».

Впервые «кази-кумуки» упоминались в тюркских письменных источниках XIV в. (Шами, Йазди). Историк В. В. Бартольд сообщал: «Интересны действия Тимура в Дагестане, показывающие, как мало ислам был распространен там. Главное отличие от того, что было в X в., это, что кумуки теперь были мусульманами; их называют кази-кумуками». П. К. Услар сообщал, что лаки именовались как «кази-кумыки» не только тюркоязычными жителями равнины, кумыками, но и чеченцами и русскими.

По мнению В. И. Абаева самоназвание «лак» находится в связи с терминами «лагъ» и «лыг», как именовали различные кавказские народы «крепостного», а также с осетинским «лæг», означающего «человека» и «мужчину». А. М. Алиханов-Аварский полагал, что первоначально самоназвание лакцев означало собою «человека», но свой вывод он основывал на «малайском наречии острова Явы». Примечательно, что в Иране проживает этническая группа с похожим названием — лаки.

П. К. Услар писал: «Лаки, — классические леги, — известны нам под именем казыкумухов или казыкумыков». В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщалось, что «лаки» (лакцы) это «классические леги (Λήγες)». Н. С. Трубецкой полагал, что «чечены, лаки (кумухи) и уди образуют группу, происходившую от древних legoi (lhgai)». В энциклопедии народов России сообщалось о лакцах: «Их самоназ. предположительно связывается с племенем легов, упоминаемых антич. и раннесредневековыми авторами».

История

Кумух исторически представлял собой город-крепость, где располагалась резиденция правителей лакцев. Кумух для лакцев является древней столицей Лакии. Историю лакцев можно разделить на несколько частей. Первая часть это эпоха Ануширвана, который назначил в Кумухе правителя. В VI веке Кумух был одним из политических центров нагорного Дагестана. Вторая часть это эпоха шамхалов, первое упоминание которых, как правителей, относится к VIII веку. В XIII веке шамхалы Кумуха приняли ислам и Лакия, входившая в состав Шамхалата, стала исламским государством. В XV веке Кумух стал главным исламским и политическим центром Дагестана. Третья часть это эпоха ханов Кумуха, которые противостояли колониальной политики Персии, России и Турции.

Численность

Доля лакцев по районам и городам Дагестана
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лакцев
Кулинский район Дагестан 10, 886 чел (97,4%)
Лакский район Дагестан 11, 580 чел (95,2%)
Новолакский район Дагестан 13, 852 чел (48,5%)
Акушинский район Дагестан 1, 720 чел. (3,2%)
Кизлярский район Дагестан 2, 361 чел (3,5%)
Кизилюртовский район Дагестан 908 чел (1,5%)
Рутульский район Дагестан 865 чел (3,7%)
Тарумовский район Дагестан 523 чел (1,6%)
Карабудахкентский район Дагестан 658 чел(0,9%)
Хасавюртовский район Дагестан 322 чел (0,2%)
Бабаюртовский район Дагестан 351 чел (0,8)
Дахадаевский район Дагестан 300 чел (0,8%)
Дербентский район Дагестан 193 чел (0,2%)
город Каспийск Дагестан 14, 269 чел (14,3%)
ГО город Махачкала Дагестан 86, 089 чел (12,4%)
город Южно-Сухокумск Дагестан 923 чел (9,2%)
город Буйнакск Дагестан 4, 263 чел (6,8%)
город Кизилюрт Дагестан 1, 760 чел (5,3%)
город Кизляр Дагестан 1, 753 чел (3,6%)
город Хасавюрт Дагестан 4, 362 чел (3,3%)
город Избербаш Дагестан 1, 402 чел (2,5%)
В общем по республике: Дагестан 161, 300 чел (5,6%)

Язык

Говорят на лакском языке, входящий в нахско-дагестанскую группу языков. Распадается на пять основных диалектов: кумухский (с. Кумух и ряд ближайших к нему сёл), вицхинскийвихлинский (аул Вихли и ряд смежных поселений в юго-восточной части Лакского района), аштикулинский и балхарский (аул Балхар и смежные с ним два аула Цали-Кан и Кули, а также население Улучара Акушинского района). Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 года — латинской, с 1938 года — на основе кириллицы. Распространён также русский язык. Самые ранние данные о лакском языке (перечень слов и некоторые грамматические сведения) встречаются в конце XVIII — начале XIX вв., в работах И. А. Гюльденштедта, Ю. Клапрота.

Литература

В период средневековья и эпохи русского завоевания в лакской литературе господствующее место занимала религиозная поэзия и религиозно-дидактическая литература. Писатель-революционер Саид Габиев основал первую лакскую газету «Заря Дагестана». Им были созданы ряд стихотворных и прозаических произведений, в том числе первая социальная драма на лакском языке. Гарун Саидов стал автором первой дагестанской драмы «Лудильщики». Поэт Абуталиб Гафуров создал новый жанр в дагестанской литературе — прозу, перемежаемую стихами. Среди других лакских поэтов следует отметить Ахмеда Каради Заку-Задэ, Мугутина Чаринова, Нуратдина Юсупова и Ибрагим Халил Курбан Алиева.

Религия

Верующие лакцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Кумухская джума-мечеть у лакцев была построена в 778—779 годах. Историк А. В. Комаров (1869 г.) писал: «Лаки, и собственно жители главного селения их Гумука, были одни из первых дагестанских племен, принявших магометанство … Абу-Mуселим сам отправился в Гумук, построил там мечеть, в 777 году по р.х., как гласит надпись на этой мечети». Мусульманские имена шамхалов Кумуха упоминаются с конца XIII века. В XIV веке Кумух стал газийским центром и был именован как Гази-Кумух. Бартольд В. В. писал: «Кази-кумуки были мусульманами и рассматриваются как передовые бойцы ислама против соседних языческих народов; их князя называли шаукал».

Антропология

Лакцы относятся к кавкасионскому типу. Проф. А. Г. Гаджиев писал: «Проведенные нами исследования 1961 года позволили несколько уточнить ареал кавкасионского типа на территории Дагестана. В данной работе к кавкасинскому типу отнесены группы, входящие в западный вариант. Это андо-цунтинцы, и в основной массе аварцы, лакцы, даргинцы. По особенностям пигментации, но не по размерам лица, к ним близки рутульцы».

Геральдика

Флаг и герб Лакского района синего цвета на котором изображены крепость, два кинжала, орел и корона. В описании герба Кулинского района пишется: «В золотом поле зелёная остроконечная гора, на которую надета золотая цепочка с четырьмя гроздьями подвесок; выше цепочки гора серебряная; и на вершине горы — чёрный, с золотыми глазами, клювом и лапами, обращенный вправо и обернувшийся орел с распростертыми крыльями». Зелёная гора с серебряной заснеженной вершиной соответствует рельефу Кулинского района. Орел символизирует свободу и духовный подъём лакцев (титульного населения района). Золотая цепочка национальное украшение. Золотое поле символизирует пространство заполненное солнечным цветом.

Театр

В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году.

Быт

Традиционная одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана — туникообразное платье рубаха, куртту — один из разновидностей бешмета, чухъа — черкеска, бартук, как один из видов зимней одежды, къавалей — пастушеская одежда.

Герои Советского Союза

  • Манаров, Муса Хираманович

Лакцы награждённые званием Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны

  • АхIмад-Хан Султан (дважды)
  • Макаев Цахай Макашарипович
  • Буганов Гаджи Османович
  • Сулейманов Ризван Баширович
  • Сулейманов Якуб Магомед-Алиевич

Герои Российский Федерации

  • Мурачуев Халид Рашидович
  • Гаджиев Гапал Шамильевич

 

 

 

 

Категория: Лакцы | Добавил: Native_Dagestan (07.03.2017)
Просмотров: 805 | Теги: Лакцы, Казикумухцы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar