Главная » Статьи » Народы » Лезгины

Лезгины (лезгияр)

Лезги́ны (лезг. лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.

Относятся к европеоидной расе (кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа).

Говорят на лезгинском языке.

Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка.

В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто, ошибочно объединяли все горские народы Дагестана.

Этноним

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Античные авторы называют лезгин именем «леки», грузинские «лекеби», арабские — «лакз».

Термин «лезги» в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). Начиная с конца XIX — начала XX в. термин «лезгины» стал употребляться в основном применительно к нынешнему народу. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под ошибочным названием кюринцы. О том, что уже в 1860-х годах термин «лезгин» начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. К. Услар пишет: 

«...существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки»


Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова).»

М. М. Ихилов в частности писал:

«Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую («кюревияр»), ахтынскую («ахцегьар») в Дагестане и кубинскую («кубавияр»). В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только её частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери- чай.»

«Леки – это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории занимаемой ими в настоящее время. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане – «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности близкой к ним языковой группы.»

Расселение


Ареал проживания лезгин в 1989—2003 г.(согласно «Атласу этнополитической истории Кавказа». Цуциев А. А. Москва: Издательство «Европа», 2007.)

Лезгины традиционно проживают на юге Дагестана (Россия) и на севере Азербайджана, являясь вторым по численности народом Азербайджанской республики. В Дагестане они населяют  Ахтынский,  Дербентский,  Докузпаринский,  Курахский,  Магарамкентский,  Сулейман-Стальский и Хивский районы, а также проживают в Рутульском и Хасавюртовском районах. По переписи 2010 года лезгины составляют 13,3 % населения Республики Дагестан.

В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском (79,6 тыс., перепись 2009 г.), Кубинском (9,0 тыс., перепись 2009 г.), Хачмасском (24,7 тыс., перепись 2009 г.), Габалинском (16,0 тыс., перепись 2009 г.), Исмаиллинском (8,1 тыс., перепись 2009 г.), Огузском (4,8 тыс., перепись 2009 г.), Шекинском (6,2 тыс., перепись 2009 г.) и Кахском (0,3 тыс.) районах и во всех крупных городах, в особенности, в Баку (24,9 тыс., перепись 2009 г.). По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии ДНЦ РАН «в Азербайджане число лезгин значительно выше (около 350 тыс. человек). Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы (часто вынужденно)».

Важным фактором увеличения численности лезгин в Дагестане стал поток «беженцев» из соседнего Азербайджана. Низкий экономический уровень Азербайджана, полное безразличие к сфере социальной поддержки населения, шовинистическая государственная политика, которая приводит к бюрократической ассимиляции лезгин (проще говоря, их просто записывают «азербайджанцами»), в сочетании с беспредельной коррупцией чиновничества, бедствиями карабахской войны, оккупацией земель и изгнанием с них до 1 млн азербайджанцев — все эти мотивы не могли не привести к устойчивому потоку эмиграции «за границу», то есть в Дагестан.


Уже по оценкам 1891 года для территории Кюринского округа Дагестанской области, предваряющим Всероссийскую перепись 1897 года, там насчитывалось около 55 тыс. кюринцев (то есть лезгин). Но по результатам Первой всероссийской переписи населения 1897 года были получены подробные сведения относительно численности носителей кюринского наречия (вопросы о национальности, этносе, народности и т. п. при Первой всероссийской переписи не задавались, сами эти понятия в то время ещё не обрели современного нам смысла; понятие «наречие», фигурирующее в данных переписи, современные исследователи чаще всего интерпретируют в современных терминах как «родной язык» или «основной язык, на котором говорит опрашиваемый», носителей же кюринского наречия принято отождествлять с лезгинами) и их расселении по территории Российской империи:* За пределами Кавказа носители кюринского наречия переписью не зарегистрированы, поэтому в качестве численности лезгин России 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Дагестанской,Кубанской и Терской областях, а также Черноморской и Ставропольской губерниях.
** В качестве численности лезгин Азербайджана 1897 г. указана сумма говорящих на кюринском наречии по Бакинской и Елисаветпольской губерниям, а также Закатальскому округу Тифлисской губернии.
  • В Дагестанской области:
    • Кюринский округ — 59 309 (76,35 %), в том числе сел. Касум-Кент — 905 (89,34 %)
    • Самурский округ — 33 965 (95,32 %), в том числе сел. Ахты — 3173 (99,47 %)
    • Казикумухский округ — 943 (2,08 %)
    • Кайтаго-Табасаранский округ — 350 (0,38 %)
    • остальная часть Дагестанской области — 29 (0,01 %)
  • В Кубанской области — 615 (0,03 %)
  • В Бакинской губернии
    • Кубинский уезд — 44 756 (24,42 %), в том числе г. Куба — 221 (1,44 %)
    • Геокчайский уезд — 2 045 (1,74 %)[72]
    • Бакинский уезд — 1 235 (0,68 %), в том числе г. Баку — 310 (0,28 %)
    • Шемахинский уезд — 73 (0,06 %)
  • В Елисаветпольской губернии:
    • Нухинский уезд — 8 506 (7,06 %), в том числе г. Нуха — 114 (0,46 %)
    • Арешский уезд — 5 869 (8,72 %), в том числе мест. Агдаш 84 (15,91 %)
    • Джеванширский уезд — 79 (0,11 %)
  • В Тифлисской губернии:
    • Закатальский округ — 975 (1,16 %), в том числе г. Закаталы — 1 (0,03 %)
    • Борчалинский уезд — 102 (0,08 %)

Доля лезгин по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля лезгин в численности населения превышает 5 %):

Доля лезгин по районам и городам России         
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % лезгин
Сулейман-Стальский МР Дагестан 98,6
Ахтынский МР Дагестан 98,5
Курахский МР Дагестан 98,4
Магарамкентский МР Дагестан 96,1
Докузпаринский МР Дагестан 93,5
Хивский МР Дагестан 38,9
ГО город Дербент Дагестан 32,9
ГО город Каспийск Дагестан 21,4
ГО город Дагестанские Огни Дагестан 17,9
Дербентский МР Дагестан 17,3
ГО город Махачкала Дагестан 12,7
ГО город Южно-Сухокумск Дагестан 10,3
Рутульский МР Дагестан 9,3
ГО город Избербаш Дагестан 7,8
ГО город Покачи Ханты-Мансийский 5,5
Хасавюртовский МР Дагестан 5,3

Антропология

Относятся к европеоидной расе (кавкасионский тип с примесью каспийского подтипа)

  • Для кавкасионов-лезгин характерны сравнительная удлинённость лица, более выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров.
  • Рост высокий.
  • Цвет волос: Чёрные(53,49 %), тёмно-русые(30,23 %), светло русые(16,28 %)
  • Характерны тёмные, светлые и смешанные цвета глаз. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные(37%), средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко дают впечатление зелёного цвета.
  • Брахикефалия (черепной указатель — 84-85)
  • Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные.
  • Нос длинный, широкий. Профиль прямой, вогнутый и, реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят или загнут вниз.
  • Подбородок острый, прямой, часто выступающий.
  • Выпуклый затылок.

Картина художника Сейфедина Сейфединова «Лезгины»

Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка» (1867 г.)

История

Согласно источникам, начиная с первой половины XIII в.,область, населённая народами лезгинской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».

В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) восставшие захватывают территорию Ширвана со столицей в Шемахе. В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. В XVI—XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство, кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже Кюринского ханства, лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. Другая часть закавказских лезгин были в составе Шекинского ханства. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии.

В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия).

7 июля 2012 году, лезгины были приняты в UNPO. А в 2014 году, лезгины были приняты в Федералисткий Союз Европейских Национальных Меньшинств.

Религия

Мечеть в Яраге (1847 г.)

Лезгины во время молитвы (1929 г.)

Верующие лезгины исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба, меньшинство ханафитского мазхаба. Исключение составляют жители селения Мискинджа Докузпаринского района Республики Дагестан, которые являются шиитами (джафаритский мазхаб).

Общество

Основной тип поселения у лезгин — селения («хуьр»). Что касается общественной группировки лезгинского села, то оно делится на кварталы. Распространены крупные территориально-родственные поселения (один квартал — один тухум). Каждое селение имело мечеть, сельскую площадь — ким, где собирались жители (мужская его часть) на сельский сход для решения наиболее важных вопросов общественной жизни села.

Культура и быт

Лезгины, танцующие лезгинку. с. Ахты, Дагестанская область, 1900 г.

В материальной культуре заметно влияние Азербайджана, особенно у лезгин живущих в Азербайджане. В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар.

Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

Литература

Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос «Шарвили», который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к ХI — ХII вв.. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.

Традиционная одежда

Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду — башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху-платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была её уменьшенной копией.

Танец

Лезгинка — лезгинский сольный мужской и парный танец, распространён у многих народов Кавказа.

В танце используется 2 образа. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг. лекь) означает орел.

Кухня

Лезгинский национальный пирог — Афарар

Основа традиционной пищи — растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах — хъаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пироги (афарар) с начинкой из съедобных трав, мяса, творога, цкIан. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), голубцы, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач — слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гитI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сушеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

Почтовая марка «Лезгины», 1933 г.

Язык

Лезгинский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Среди лезгин распространены также русский и азербайджанский языки. Лезгины Азербайджана кроме родного лезгинского пользуются ещё азербайджанским языком и письменностью. Лезгинский язык делится на 3 наречия: кюринское, самурское и кубинское. Кюринское наречие включает в себя гюнейский, яркинский и курахский диалекты; самурское — докузпаринский переходный диалект и ахтынский диалект. Помимо этого имеются самостоятельные говоры: курушский, гилиярский, фийский и гелхенский. В 1905 году царское правительство, с целью облегчения русификации народа, предприняла попытку создать лезгинскую письменность на основах, разработанных бароном П. К. Усларом, в рамках чего в том же году была издана «История восьми пророков, упоминаемых в Коране», а в 1911 году — «Кюринская азбука». Однако эта попытка потерпела неудачу. В 1928 году для лезгинского языка был введён латинский алфавит, а в 1938 году — новый алфавит на основе кириллицы. В основу литературного лезгинского языка лёг гюнейский диалект кюринского наречия.

Категория: Лезгины | Добавил: Native_Dagestan (04.03.2017)
Просмотров: 943 | Теги: лезгины, Лезгияр, Леки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar