Главная » Статьи » Народы » Ногайцы |
Нога́йцы, нога́и (устар. нага́и, нога́йские тата́ры, также кры́мские степны́е тата́ры, самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье (до середины XIX в.), в степях между Волгой и Яиком (Уралом) (до середины XVI в.) и на северо-западе нынешнего Казахстана (до конца XV−начала XVI в.: на северо-востоке — до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе их кочевья доходили до Казанского ханства, на юго-западе — до Приаралья и севера Прикаспия). Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010). ЭтногенезDie Mongolischen Reiche ums Jahr 1300 Ногайцы — тюркский народ, сформировавшийся из представителей различных родов и племён, живших с IV в. на просторах Евразии. Их значительная часть — это тюркские племена (IV—VIII века), а также племена печенежского (IX—XI века) и кипчакского (половецкого) (XI—XIII века) союзов, заложивших основу ногайского народа. Приведённые в отмеченном аспекте примеры о ногайцах подтверждают мнение H. A. Баскакова о том, что до второй четверти XIII века в этнонимах и именах тюркских кочевников наблюдается три основных исторических и этнических слоя:
Позже, при образовании Золотой Орды (середина XIII века) кыпчаки (половцы) ассимилировали монгольских завоевателей и передали им свой язык. Возникновение этнонима «ногай» и формирование на территории Северного Причерноморья, Кавказа и Крыма ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского беклярбека Ногая (XIII век). ИсторияНа просторах от Дуная до Иртыша ногайцы были основным населением Астраханского, Крымского ханств и Большой орды. Однако самым основным из таких государственных образований ногайцев была Ногайская Орда — последняя из великих держав кочевников, которое оказало сильное влияние на историю почти всех современных тюркских народов современной России и соседних стран. Племена, составившие основу Ногайской Орды, были тюркского происхождения. Это кыпчаки (половцы), канглы (печенеги), асы (аланы) и др. Происхождение ногайцев историки традиционно связывают с именем золотоордынского темника Ногая. Ногай совершил походы на европейские государства, вассальную зависимость от него признавали владения Византии, Сербии и Болгарии. Темник Ногай был настолько влиятельным, что сам утверждал и свергал ханов в Золотой Орде, будучи её фактическим правителем. В его непосредственном владении был его улус располагавшийся от Дуная до Дона, который он обособил от Золотой Орды. Некоторые историки склонны считать, что именно улус Ногая дал начало Ногайской орде в междуречье рек Эмбы и Урала. Также основание Ногайской Орды как государства связывают с именем темника Золотой Орды Эдиге, и без сомнения он сыграл огромную роль в становлении ногайского государства, считаясь также мифологическим отцом-первопредком ногайского народа. Ногайская Орда в период своего расцвета уже занимала междуречье рек Волги и Иртыша. На севере его граница примыкала к Казанскому ханству, а на юге к Каспийскому морю. Административным центром Ногайской Орды был бывший золотоордынский город Сарайчик на реке Урал. Здесь находились и дома ногайских правителей, знати и духовентства. Самые ранние упоминания ногаев и Ногайской Орды встречаются в русских летописях и посольских книгах — под 1479, 1481 и 1486 гг., в западноевропейских — на карте Мартина Вальдзеемюллера 1516 г. и в письме польского короля Сигизмунда I крымскому хану Менгли-Гирею 1514 г., в восточных — в грамотах крымских ханов и сановников государям Польши и Руси 1500, 1510 и 1516 гг.. Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племён, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В I половине XVI века Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Военная организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайской Орде побывало посольство турецкого султана Сулеймана I. Через столицу Ногайской Орды — город Сарайчик, проходил главный караванный путь, соединявший Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз — Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. В середине XVI века Ногайскую Орду постигает катастрофа. Начинаются внутренние междоусобицы из-за разной политической ориентации улусов, что постепенно приводит к распаду Ногайской Орды на Большую и Малую и другие части. К началу XVII века жители Ногайской Орды распределились по всей оконечности Юга России и сопредельных государств, от Нижнего Поволжья до Северного Кавказа и Крыма, до бессарабских степей. В конце XVIII века часть ногайцев уходит на постоянное жительство в Турцию. Крымский период XVII—XVIII вв.После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако, движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочёвкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства. Преследуя отступающих из Поволжья на Кавказ ногайцев разгромленной Большой Ногайской Орды, в конце 1643-начале 1644 гг. значительные отряды калмыков под командованием тайшей (князей) Орлюка и Лаузана перешли Волгу и продвинулись на юго-запад. Основные силы калмыков прорвались на территорию Кабарды, но были там разгромлены объединённым войском Малой Ногайской Орды и северокавказских народов. В 1728 г. часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джембойлук и Едишкуль), где они признали юрисдикцию Османской империи. В 1781 г. произошли антироссийские выступления ногайцев на Кубани, которая к тому времени находилась под юрисдикцией крымского хана. Выступления трактовались также и как бунт против Крыма. К июлю 1782 года восстание полностью охватило и Крым. В 1782 года на Кубани началось восстание ногайцев из-за планов переселить их за Урал и в Тамбовское и Саратовское наместничества. 1 октября около крепости Керменчик (на реке Лаба в 12 верстах от впадения её в Кубань) А. В. Суворов полностью разбил ногайские войска. За один день погибло 5000-7000 ногайцев. Вследствие этого большинство мурз выразили покорность Суворову и признали присоединение Крыма и ногайских земель к Российской империи (8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими владениями). В течение 1783 года Суворов совершал экспедиции против отдельных отрядов ногайцев. На восточном Кавказе, в пределах затерских владений чеченских, ногайцы появились в самом конце XVIII века, спасаясь от преследования войсками Суворова, когда они скрылись в пределах по левую сторону реки Терек, в пространстве между реки Кума до реки Терек. В то время эти земли ещё не были подконтрольны властям Российской империи. В составе России с XVIII в.Ногайцы на Северном Кавказе в XVIII веке Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю. Возле Кизляра кочевали караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джембойлукцы. В 1793 г. ногайцы Северного Кавказа вошли в приставства (образованные по принципу их принадлежности к определённой орде): Калаус-Саблинское, Калаус-Джамбойлуковское, Ачикулак-Джамбойлуковское и Караногайское. Но эти приставства существовали формально, а реально надзор за кочевым народом осуществляло военное ведомство. В 1805 г. было издано «Положение для управления ногайцев», разработанное Комитетом министров империи. Начиная с 1820-х гг. основная часть ногайских орд была включена в состав образованной Ставропольской губернии.По «Ведомости об инородцах, кочующих в Ставропольской губернии» в 1850 г. числилось: калаусо-саблинских, калаусо-джембойлукских и бештавокумских ногайцев — 27 124 чел., ачикулак-джембойлукских и едисанских — 7600 чел., караногайцев и едишкульцев — 38 819 чел. Губернские власти активизировали политику перевода ногайцев на оседлый образ жизни, изымая кочевья для русских переселенцев. В 1795 году Екатерина II издала указ «О дозволении перехода татарам (ногайцам) с Кизлярской степи в Таврическую область на Молочные Воды». Правительство выделило ногайцам обширную территорию от реки Молочной до реки Берды, то есть восточную часть Мелитопольского уезда. По сообщениям академика П. С. Палласа, ногайцев насчитывалось 5 тыс. человек, состоящих из едисанцев, едичкульцев и джамбуйлуков. Отношения ногайцев и русских поселенцев в Северном Причерноморье не всегда были мирными. Так, в 1796 году купец Михаила Калугин писал таврическому губернатору: «Наипаче обитающим и при Молочных Водах ногайцами, которые причиняют сим фурщикам крайнее притеснение даже грабежом пар по десяти волов, о чём хотя и приносили обиженные жалобу начальнику тех ногайцев…» В 1802 г. из ногайцев, обитавших на Молочных водах, было сформировано 2 пятисотенных ногайских казачьих конных полка. В 1808—1810 гг. основная масса ногайцев Мелитопольского уезда была переведена на оседлость. В 1821 г. был издан указ, в котором говорилось: «Для споспешествования прочному водворению ногайцев в устроенных ими селениях и развития между ними торговли и промышленности, учредить для них город Ногайск на том месте, где существует ныне поселение Обиточное, при реке сего имени». К 1823 году число ногайцев на Молочных водах составило 29 717 человек. К 1812 году всё Северное Причерноморье вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и переведены на оседлый образ жизни Во время Отечественной войне 1812 года в казачьей кавалерии атамана Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа. В период Крымской войны 1853-1856 годов ногайцы Мелитопольского уезда оказывали помощь русским войскам, идущим на позиции в Крым После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Оставшиеся в Северном Причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии. С 1860 по 1862 годы из Мелитопольского уезда 50 тыс. ногайцев (практически все) эмигрировали в Турцию. Закубанские ногайцы эмигрировали в Турцию в связи с Кавказской войной. Массовая эмиграция началась в 1857 г.: «Закубанские горцы не в состоянии были сопротивляться нашим сильным отрядам, но все ещё крепились в разоряемой своей стране; одни только ногайцы, жившие между Кубанью и Лабой, не удержались на своих местах и, не желая оставаться в зависимости России, почти все поголовно вышли в Турцию; туда же вышли с той местности и другие черкесы мелких племён», писал П. П. Короленко. Всего в Кубанской области в 1862 г. осталось не более 5000 ногайцев. В 1861 г. ногайцев между Кубанью и Лабой разделили на два приставства: Верхнекубанское с центром в станице Баталпашинской, и Нижнекубанское с центром в Армавире. И. В. Бентковский опубликовал «Сведения о выселившихся в Турцию почти одновременно с горцами, мирных, трудолюбивых и полезных для государства Калаусо-Саблинских, Бештово-Кумских и Калаусо-Джембулуковских ногайцах», мигрировавших в Османскую империю под предлогом «богомолья». По его сведениям, в 1859 г. из Калаусо-Саблинского и Бештово-Кумского приставства ушло 8046 чел., осталось 9428 чел., из Калаусо-Джембулуковского ушло 2067 чел., осталось 18586 чел. Генерал-губернатор Ставропольской губернии приказал местность, занимаемую ногайцами, «совершенно освободить от этих народов для поселения на ней коренных русских хлебопашцев». После массовой эмиграции в Османскую империю оба ногайских приставства в губернии исчезли. По общим сведениям, за 1858—1866 гг. переселилось с Кавказа около 70 000 ногайцев. Оставшиеся в Ставропольской губернии ногайцы из упразднённых Калаусо-Саблинского и Калаусо-Джамбойлуковского приставств были объединены с ачикулак-джамбойлуковцами (Ачикулакское приставство Ставропольской губернии) и караногайцами (Караногайское приставство Терской области). Основным занятием большинство ногайцев до 1917 г. оставалось кочевое скотоводство. Ногайцы разводили лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот. Главным районом их кочевания являлась Ногайская степь. Кубанские ногайцы с XVIII в. вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Во второй половине XIX в. начали заниматься земледелием и ногайцы Ачикулакского приставства. Однако земледелие у ногайцев носило подсобный характер, основным занятием оставалось скотоводство. Большая часть скота принадлежала мурзам и султанам. Составляя всего 4 % ногайского населения, они овладели 99 % от общего чпсла верблюдов, 70 % —лошадей, 55 % —овец и 40 % —рогатого скота. На долю остальных 96 % ногайцев приходилось лишь 34 % всего поголовья скота. Многие ногайцы-бедняки уходили на заработки в ближайшие станицы во время уборки винограда или хлеба. Например, в 1881 г. в Ачикулакском приставстве было выдано 9516 увольнительных билетов сроком от двух до четырёх месяцев. Ногайцев на военную службу не призывали, но взамен воинской повинности с них взимался особый налог. Ногайцы Дагестана (Терской области) в XIX веке всё больше отходили от традиционных для них овцеводства и верблюдоводства, занимаясь в основном рыболовством, сенокошением и земледелием. В XIX веке крупнейшим селением ногайцев Терско-Сулакского междуречья являлось Тамаза-Тюбе. Современное расселение ногайцевЭтно-лингвистическая карта Дагестана В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и в Южном Поволжье — в Дагестане (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Бабаюртовский районы), Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области. От названия народа происходит название Ногайская степь — район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики. За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России — Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе. В Турции и Румынии проживают потомки переселившихся туда в XVIII—XIX вв. ногайцев, которые, в основном, восприняли этническую идентичность окружающего тюркского населения — соответственно, турок и румынских татар, — но помнят о своём ногайском происхождении. Решение о создании национального ногайского района в Карачаево-Черкесии (аналогично Ногайскому району Дагестана) было принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года. Район был образован 17 октября 2007 г. из части (30 %) территории Адыге-Хабльского района. Площадь Ногайского района составляет около 187 кв. км, или 1,3 % территории Карачаево-Черкесии. Ногайцы в Карачаево-Черкесии являются одним из пяти субъектообразующих народов.
Единственный субъект Российской Федерации, в котором переписью 2010 года не учтён ни один ногаец — Республика Мордовия. Астраханская областьСостоят из двух этнографических групп — карагашей и юртовцев (юртовских татар). Юртовцы перешли к оседлости в XVIII веке и основали свои первые сёла: Карагали, Кизань (ныне Татаро-Башмаковка), Майлегуль (ныне Яксатово), Бусдангуль (ныне Кулаковка), Казы (ныне Мошаик), Джамели (ныне Три Протоки) и Тияк (ныне Царёв); в более поздний период были основаны сёла Кучергановка, Солянка, Килинчи, Семиковка и Осыпной Бугор. В 1771 году было основано село Янго-Аскер. Карагаши выделились из состава Малой ногайской орды после того, как в 1735 году были пленены калмыками в районе Пятигорья (в местности «Тёмный лес» — «Караагаш», ныне станица Темнолесская), где находились под контролем калмыков до откочёвки большинства калмыков в Джунгарию в 1771 году. После этого они были переданы в прямое подчинение астраханскому губернатору и были поселены в Красноярском уезде Астраханской губернии. Как карагаши, так и юртовцы осознавали общность происхождения, культуры и языка, отличая себя от живших с ними по соседству татар. К себе они применяли этнонимы ногайцы, «ногай», «карагаш ногай» (у карагашей) и «нугай» у юртовцев. Карагаши сохраняли прямые контакты с ногайцами Предкавказья дольше, чем юртовцы. Последние подверглись бо́льшему влиянию культурному и языковому влиянию татар Общая численность ногайцев в Астраханской области составляла (в имеющихся материалах переписей ногайцы учтены начиная с переписи 1970 года).
Резкие изменения численности ногайцев, учтённых переписями 1989 и 2010 годов в сравнении с предыдущими переписями, связаны с тем, что сохранявшие своё этническое самосознание ногайцы ранее учитывались в составе татар; так в 2008 г. чиленность ногайцев-карагашей оценивалась специалистами в количестве до 8 тысяч, что нашло своё подтверждение в результатах переписи 2010 года. По данным переписи 2002 года (которая учла немногим более половины всех ногайцев) одна четверть ногайцев Астраханской области живёт в городском округе Астрахань (в частности, во входящих в состав городского округа пригородных посёлках Кири-кили, Янго-Аул, Свободный). Сельское население ногайцев компактно представлено в ряде сёл и посёлков Красноярского района, являющегося главным районом компактного расселения ногайцев Астраханской области. Для трёх сельских населённых пунктов компактного расселения ногайцев, расположенных за пределами Красноярского района, указана их районная принадлежность. Также для всех населённых пунктов в скобках указана доля ногайцев:
В селе Растопуловка ногайцы появились с 1995 год. В 2012 году ногайский язык преподавался лишь в двух школах: села Лапас Харабалинского района и села Растопуловка Приволжского района. ДагестанВ Дагестане ногайцы имеют статус одного из коренных народов Дагестана, формально это означает также и официальный статус ногайского языка в Дагестане. Численность населения ногайцев Дагестана изменялась следующим образом (в скобках указана доля ногайцев в населении Дагестана в границах на год переписи):
Резкое изменение численности ногайцев Дагестана в межпереписной период 1939—1959 годов связано с тем, что в период 1938—1957 годов районы традиционного расселения ногайцев Ногайский (тогда — Караногайский) и Кизлярский были исключены из территории Дагестана. ТурцияВ Турции из известных деревень, где проживают ногайцы, 3 находятся в илах Анкара, одна — в Газиантепе, 18 деревень — в Конье, 1 — в Сивасе и 14 — в Токате. Конийские ногайи принадлежат к племенам Джембойлуклар и Джетсанлар. Поскольку в Турции с 1970 г. проводимые в стране переписи населения перестали включать данные о национальном составе, точная численность ногайцев в Турции неизвестна. АнтропологияРазные группы ногайцев имеют разные расовые типы. Среди кубанских (Карачаево-Черкесия) и крымских ногайцев (Крым) преобладает понтийский и светлый европеоидный тип европеоидной расы, караногайцы (Дагестан, Чеченская Республика) же имеют черты представителей южносибирской расы, ачикулакские ногайцы (Ставропольский край) и ногайцы карагаши (Астраханская область) представляют собой смешение южносибирских и европеоидных антропологических признаков. ЯзыкНогайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке исторически выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкесия), карагашский (Астраханская область). По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка. Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар, в то время как другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка. Вместе с каракалпакским и казахским языками, а также степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Все кыпчакско-ногайские языки и диалекты (другие обозначения — ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка. Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. ПисьменностьПисьменность с XVIII в. до 1928 года строилась на арабской графике, с 1928—1938 гг. — на латинице. С 1938 года используется кириллица. Традиционная культураТрадиционное занятие — кочевое скотоводство (разведение лошадей, верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота), отчасти — земледелие, охота, рыболовство. В культурном наследии ногайцев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге») РелигияТрадиционная религия — ислам ханафитского мазхаба. Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века. ОдеждаОдежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире. Национальная одежда — богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа. В основе национального костюма ногайцев — элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков (VII веке до н. э.), сарматов (II в. до н. э.), гуннов (III в.), кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство (узоры «бараньи рога», «древо жизни» и др.) напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени. Так как ногайцы, будучи воинами-степняками, большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д. Традиционной одеждой ногайцев также являлся каптал и баслык, шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов. Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. КухняТрадиционными для ногайцев являются мясные (из баранины, конины, говядины), молочные и мучные блюда: турама, куурдак, айран, кумыс, буза, баурсак и др. Еду готовят в казанах. ЖилищеЮрта с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколёсной арбе. | |||||
Просмотров: 1829 | | |
Всего комментариев: 0 | |